Анастасия Кулипанова, Арт-журнал "ОКОЛО", 02.02.2019
Спустя 20 минут после начала по телу начинают бегать мурашки, а еще через 5 минут уже сидишь с мокрыми глазами — таков мюзикл-притча «Алые паруса» в ТЮЗе. Премьера состоялась 25 января. Режиссёр Сусанна Цирюк.
Трудно найти человека, который не знает историю об Алых парусах. Это трогательная сказка о вере и надежде одной девушки. Но только вот сценическая версия Максима Дунаевского (музыка), Михаила Бартенева и Андрея Усачева (либретто и стихи) раскрывает множество проблем, на которые мы раньше внимания не обращали.
Почему вот спустя каких-то 25 минут (когда мюзикл длится 2,5 часа) у впечатлительных зрителей уже наворачиваются слезы? Потому что невероятно правдиво демонстрируются жестокость и цинизм людей. Когда девушка от безысходности обращается за помощью, а над ней не только насмехаются, но и проявляют насилие. Становится больно за нее, хочется выбежать на сцену и закричать: «Да уберите вы руки от нее!».
Потом мы видим возвращение Лонгрена (Алексей Титков) — отца Ассоль — из долгого плавания и узнавшего о смерти любимой женщины. И при этом единственное, что не дает совершить ему непоправимый поступок и заставляет продолжать дышать, — это крошечная дочь (Таина Пеховская), оставшаяся у него на руках.
Дочь подрастает, такая еще наивная и открытая миру. Но в свой день рождения сталкивается с жестокостью этого мира. Злые люди пытаются опорочить единственного родного человека, который у нее остался — отца. Для ребенка его родители — самые лучшие. И когда ты видишь, что озлобленные и обделенные жизнью люди (и их дети) агрессивно бросаются на такое чистое дитя, захватывает дух от несправедливости.
Ассоль (Анастасия Казакова) выросла, стала прекрасной девушкой с непоколебимой верой в мечту. И это не может не вдохновить. Повесть Александра Грина тем и ценна: верой в лучшее, умением сохранять доброе отношение и не терять себя, несмотря на агрессию окружающих. Но дальше видим следующую стадию несправедливости. Когда (как мы знаем) остается совсем чуть-чуть до исполнения мечты, но все вокруг внушают тебе, что ты сумасшедшая, и так нужна поддержка близкого человека. Именно в эту минуту даже отец уже начинает верить в то, что его дочь не от мира сего. Как противостоять всем напастям мира, когда даже твой родной папа уже в тебя не верит?
После спектакля больше всего цветов досталось, конечно, малышке Ассоль. И это заслуженно. Но стоит отметить также Мэннерса-младшего (Федор Федотов). И не потому, что он симпатичный молодой парень. Просто голос Федора, его игра и подача настолько врезаются в сердце, что даже иначе начинаешь смотреть на его персонажа. Возникало чувство, будто для актера происхождение — реальная жизнь, а не игра на сцене. И оттого верилось ему еще охотнее. А вот это его вынужденное «Ну, хочешь — зови меня Грэй!» моментально пробуждает сопереживание к человеку, и снова хочется плакать от такой искренней, но неразделенной любви…