Василий Сазонов: «Главное качество артистов ТЮЗа — бескомпромиссность в потребности быть искренними на сцене»

Режиссер Василий Сазонов выпускает четвертую постановку на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. На этот раз это спектакль «Класс коррекции» по одноименной повести Екатерины Мурашовой, психолога, лауреата Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Это первая постановка произведения на театральной сцене. В работе заняты — Семен Толов, Кузьма Стомаченко, Максим Погольша, Юлия Нижельская и др. Премьера состоится 21 июня на Большой сцене театра.

— Василий, чем вас привлекает повесть Екатерины Мурашовой?

— Повесть притягивает своим внутренним светом, надеждой, оптимизмом. В произведении идет речь о ребятах, которые оказались брошены — мир махнул на них рукой, а они сами называют себя отбросами, уродами. События, которые разворачиваются в спектакле, показывают, каким образом может человек, даже в самой сложной ситуации, благодаря своему внутреннему творческому началу вытащить себя из любой беды. Спектакль будет не только о ребятах-подростках, которым очень не повезло в жизни, а обо всех нас, потому что каждый из нас в чем-то не соответствует тем ожиданиям, которые на него возлагает мир. Мы хотим передать нашим зрителям посыл — неважно, если вы не такие, как все, и не такие, как от вас ждут, важно, что вы такие, как вы есть, и таких больше не будет, и раньше никогда не было. Будьте собой и побеждайте, как победили герои нашего спектакля. Наша задача, чтобы зритель вышел со спектакля каким-то другим, со светом в сердце.

— Почему такой спектакль должен идти именно на сцене ТЮЗа?

— Я всегда говорю, что у ТЮЗа особая роль — помимо художественной, как у любого театра, у него есть мощная педагогическая миссия — помочь молодому человеку или девушке с нравственным рождением, совершенствованием, осознанием себя.

— В книге есть фантазийный пласт — герои попадают в волшебный мир, где сбываются их мечты. Как вы будете раскрывать эту часть истории?

— Дети уходят в фантазию, которая помогает им найти себя. Творчество и искусство, может быть, как говорил Сомерсет Моэм, и есть настоящий мир… Большая роль в нашем спектакле отведена пластике, наш хореограф Евгения Хробостова, художник Анастасия Лыкова и видеохудожник Алексей Образцов совместно создают мир творчества, искусства, свободы, в котором, как говорил Арсений Тарковский, каждый человек «собой угадан до конца».

— В каких взаимоотношениях находится мир взрослых и детей?

— Мы хотим сказать, что все взаимосвязано. Взрослые — в какой-то мере дети, а во взрослом можно увидеть ребенка. Дети находятся в школе, которую автор называет комбинат. Холодная, огромная, безжизненная, бетонная коробка, где-то на задворках города. Мир взрослых враждебен для них, но неожиданно возникает надежда — появляется учитель географии Сергей Анатольевич, он геолог по образованию, его замечательно играет Кузьма Стомаченко. Он протягивает руку помощи этим детям и они это принимают, у них появляется надежда, что не все взрослые жестоки и безразличны, есть и другие люди.

 Кто является главным героем истории?

— Это ансамблевое произведение, я стараюсь не говорить — главный, второстепенный. Ужена первой репетиции я сказал артистам, что спектакль может случится, если каждый из вас будет главным. Семен Толов играет Антона — мальчика, который не хочет быть героем, но все равно берет на себя миссию лидерства. Мы не знаем почему люди это делают, просто встают и говорят — я пойду, и все идут за ними. Его второе я — Юра, его играет Максим Подольша, его персонаж страдает дцп, но при этом, благодаря родителям, сохраняет ясность мысли, оптимизм и заразительность. Он указывает своим одноклассникам путь, которым можно идти, чтобы не погибнуть. Часто, к сожалению, мир переламывает таких людей и они кончают плохо.

— Как проходят репетиции?

— Артисты сразу включились в процесс, их главное качество — бескомпромиссность в потребности быть искренними на сцене. У нас была встреча с Екатериной Мурашовой, на которой она рассказала очень точные вещи, которые были важны для нас. Екатерина Мурашова какое-то время работала в такой школе и таком классе — каждый из героев имеет свой реальный прототип. Екатерина Мурашова — психолог, и это чувствуется, потому что в тексте нет ни одного психологически неточного поступка или действия, это все правда, а это и отличает произведения настоящих писателей.

Елизавета Ронгинская специально для Clever culture




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика