Совсем недавно в ТЮЗе имени А.А. Брянцева случилось важное событие — Анне Дюковой и Ольге Карленко было присвоено звание заслуженных артисток России. Ведущие актрисы ТЮЗа любимы зрителями всех возрастов – в их репертуаре как взрослые, так и детские спектакли. Многогранные, искренние, отдающиеся профессии на сто процентов актрисы — важный костяк труппы, чуткие партнеры и прекрасный ориентир для молодого поколения актеров. Подробнее об Анне Дюковой и Ольге Карленко – в нашем материале.
Директор театра ТЮЗа имени А.А. Брянцева С.В. Лаврецова отмечает, что «в истории театра не было ни одного случая, когда звание получали два актера одного театра. Для нас это огромное событие!»
Анна Дюкова служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева с 1999 года. Сильная, мудрая, статная, пленяющая своей красотой, аристократичная актриса достигает невероятных глубин драматизма в своих образах. Ученица А.Н. Куницына сыграла более 30 ролей в ТЮЗе, среди которых — Софья в «Горе от ума», Эльмира в «Тартюфе», Лидия Чебоксарова в «Бешеных деньгах». Сейчас в репертуаре актрисы 16 названий, среди которых знаковыми являются: Анна Сергеевна в «Отцах и детях», Гермиона в «Зимней сказке», Топ-менеджер в «Контракте». В прошлом сезоне актриса выпустила 3 работы: сыграла Раису Гурмыжскую в «Лесе» Уланбека Баялиева, Елену Сергеевну в «Дорогой Елене Сергеевне» Александра Иванова и Наталью Ивановну Гончарову в спектакле «Пушкин. Сквозь метель» Дмитрия Туркова. Раиса Гурмыжская Анны Дюковой не может жить без ярких эмоций, любви и театра, она созидает вокруг себя искусство и видит в этом смысл существования. Елена Сергеевна — во многом противоположная натура, для нее важны такие понятия, как честь, идеалы, долг, но их объединяет страстное стремление идти до конца по выбранному пути. Наталья Ивановна Гончарова в «Пушкин. Сквозь метель», несмотря на игровую легкость образа, непритворно беспокоится о будущем своей дочери и стремится избежать возможных трудностей. Она тоже наполнена огромной энергией и силой воли: образы, воплощаемые Анной Дюковой, всегда имеют внутренний стержень и силу. Актриса транслирует зрителям исключительную необходимость оставаться цельным человеком и прислушиваться, в первую очередь, к самому себе.
Анна Дюкова: «Когда мне сказали, что я получила звание заслуженной артистки России, я испытала удивление и волнение, как будто мне подарили что-то неосязаемое, но удивительно дорогое и значимое. Восторженное ощущение уже прошло, но ответственность осталась – важно держать себя в хорошей творческой и физической форме.
Надеюсь, что новый сезон будет такой же насыщенный, как прошлый. Спектакль «Лес» встряхнул нашу команду и меня в том числе, это была очень интересная работа, поиск нового языка и попытка совершенно иного восприятия творчества Островского. Я такого еще не играла, и меня порадовало, что я плавно перешла в почтенный возраст, богатый опытом. Вторая премьера — «Дорогая Елена Сергеевна» – долгожданная история, моя роль зазвучала по-новому благодаря работе с молодыми коллегами. Спектакль «Пушкин. Сквозь метель» — шуточка, но иногда можно себе позволить немного пошалить. В новом сезоне я тоже жду встречи с талантливыми, умными режиссерами. Хочу наслаждаться жизнью, удивляться, работать и еще раз работать.
Я очень рада, что Оле Карленко было присвоено звание заслуженной артистки России. У Оли самобытная фактура, она – личность, интересный и сильный человек. Такие актрисы штучны. Моя любимая роль Оли — в « Плыл кораблик белопарусный», где мы парнерствуем, и она играет роль северной поморки, которая ждет возвращения с плаванья по Белому морю близкого человека. Олин юмор, ее женское нутро очень хорошо звучат в этой постановке. Это яркая, наполненная солнцем работа».
Ольга Карленко работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева с 1993 года. Теплая, обаятельная, наполненная жизненной энергией актриса сыграла более 30 ролей на сцене родного театра. Ученица А. Андреева – номинант премии «Золотая маска» за роль Сони в спектакле «Леший», а также – «Золотой Софит» за роль Кормилицы в спектакле «Ромео и Джульетта» Александра Морфова, а также лауреат премии «Театры Санкт-Петербурга — детям» за роль Смеральдины в спектакле «Зеленая птичка» Григория Дитятковского. Сейчас в репертуаре актрисы 8 постановок, знаковыми ролями среди которых являются — Кормилица в «Ромео и Джульетте», Эмилия в «Обыкновенном чуде» Алексея Франдетти, Мери в «Маленьких трагедиях» Руслана Кудашова. В каждой роли актриса достигает различных граней образа: нежно-любящая, готовая отдать жизнь за Джульетту Кормилица в то же время легка, озорна и шутлива. То же самое касается яркой, эксцентричной Эмилии, нежно и трепетно хранящей чувство к первому возлюбленному. Рвущая душу своим грудным голосом и переживаниями Мери от тонкого и лиричного рисунка переходит к глубоко трагедийному образу. Работы Ольги Карленко согревают, наполняют любовью и дарят ощущение возможности счастья здесь и сейчас. Помимо актерской реализации, Ольга является художественным руководителем детского фестиваля поэтического творчества «Барто», а также руководителем детской студии «Театр-класс».
Ольга Карленко: «О том, что я стала заслуженной артисткой России я узнала от Ани Дюковой во время занятий в моей детской театральной студии «Театр-класс». И мне было вдвойне приятно, что я услышала это от нее. У меня побежали мурашки, возникли слезы: я — советский ребенок и для меня звание — это очень ответственно. Я помню себя маленькой девочкой, когда мама водила меня в театры – если мы видели в программке, что будет играть заслуженная артистка или народная – это значило – нам так повезло, сейчас мы увидим такой спектакль! Мне очень жаль, что мои родители не успели разделить эту радость со мной. Но у меня есть замечательная семья, они были в полном восторге, встречали меня с цветами, вкусным ужином и говорили, мы тебя любим, мы всегда знали, что так будет. Но самое приятное, это поздравления от коллег в ТЮЗе, причем не только от артистов! Какие слова мне говорили! Это был новый год, день рождения — супер-праздник в один день.
Я ужасно рада, что Аня Дюкова получила звание заслуженной артистки России. Я не могу оторвать от нее глаз в спектакле «Маленькие трагедии», горжусь, когда она выходит на сцену – это такой профессионализм, тончайщая работа. Я люблю Аню и в «Лесе», и в «Антигоне», и в детских спектаклях — она всегда удивляет! Помимо этого, Аня — невероятный человек, я бы пошла с ней в разведку, случись что у другого человека, она начинает первой решать проблемы и помогать. Многие у нас в театре могут на нее положиться.
У нас уникальный театр и мне он очень дорог. В ноябре мы будем проводить IV Международный фестиваль поэтического творчества Барто — это замечательный фестиваль, аналога которому нет в стране. С нами работают профессиональные педагоги — Юрий Васильев, Егор Дружинин и др., которые проводят мастер-классы по речи, актерскому мастерству и сценическому движению. Так здорово видеть детей из разных городов, которые горят желанием играть на сцене! Это заряжает. Моя работа в студии «Театр-класс» тоже дает мне огромные силы для творчества. Я очень люблю детей и за каждого болею, меня захватывает моя деятельность. В прошлом году мы взяли Гран-при за спектакль «Поговорим о странностях любви» по лирике Александра Пушкина, Сергей Женовач был председателем жюри и спросил — «а вы детей по красоте набираете?» Конечно нет, такими они становятся у нас. И в этом для меня заключается главная, удивительная, живительная сила искусства.
Елизавета Ронгинская, Musecube, 02.10.2024