Анна Лебедь служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева 13 лет. Сейчас Анна занята в 15 постановках, в сентябре выпустила премьеру «Лес» Уланбека Баялиева, а чуть раньше — спектакль «Нос» Тимура Кулова. Яркая, эксцентричная, цельная, остро существующая на сцене актриса приковывает внимание в каждой работе. Экспертный совет «Золотой Маски» отметил роль Анны в премьерном спектакле «Нос», ставшим почетным участником Long List премии, а «Золотой Софит» заявил мастерство главных исполнителей роли майора Ковалева номинацией на «Лучший актерский дуэт». Ежегодно Анна становится номинантом и лауреатом престижных премий, превращая каждую роль в глубокое актерское высказывание. Попробуем разобраться, как ей это удается.
Премьера спектакля «Нос» состоялась в прошлом сезоне на Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Сам спектакль, работы артистов были высоко оценены критикой и номинированы на престижные премии. Повесть Н.В. Гоголя раскрыта в жанре детективного расследования, где важными участниками события становятся все второстепенные герои. Режиссер проводит исследование человеческой души, анализирует взаимоотношения мужского и женского мира, а также определяет место человека в обществе. Полная аллюзий на современную реальность, романтизма и фантасмагории трагикомическая работа оказывается близка как юному, так и взрослому зрителю.
Анна Лебедь появляется на сцене не сразу — актриса воплощает образ майора Ковалева, оставшегося без Носа (а Нос тоже вполне себе активно действующее лицо). Потерянная, неприкаянная героиня сосредоточена на одном — поиске утраченной защитной оболочки, помогающей себя чувствовать комфортно в мире. Тонко чувствующая и имеющая силы добиваться поставленной цели героиня сиротлива в мире. Нос в исполнении Дмитрия Ткаченко вызывает скорее чувство омерзения, и зритель недоумевает, зачем он так нужен героине? Персонаж Анны Лебедь влюбленно смотрит на беспутного Носа, надеясь вновь слиться с ним воедино и почувствовать гармонию. Ей невдомек, насколько интересна, сильна она сама по себе. Ведь именно теряя то, что, казалось, было основой твоего существования, человек встает на путь преображения. Понимание того, кто ты есть на самом деле, дает возможность стать естественной и настоящей, свободной личностью.
Анна Лебедь: Я играю вещи интуитивно-чувственные, остаюсь собой в фантастически абсурдной реальности. Моя героиня не может жить без Носа. Вся ее линия нанизана на поиск утраченного. Любовь к нему, стремление к нему — движущая сила персонажа. Интересно, что зритель видит хорошего человека, способного жить без Носа, но как ни странно и парадоксально, человек не может смириться с этой утратой, потому что считает, что ему не выжить в мире без этого. Что такое Ковалев с Носом? Это успешный и встраивающийся в систему человек, чувствующий себя частью защищенного механизма. Без Носа он выпадает из этой системы и не может смириться с тем, чтобы быть таким, какой он есть.
Помимо всего прочего, Анна Лебедь играет женщину, привыкшую растворяться в любимом. Тема непростых взаимоотношений мужчины и женщины пронизывает всю постановку. Несчастливые, лишь мечтающие о наслаждениях и не имеющие духовных сил обрести любовь люди — в центре внимания режиссера. Каждый из героев ищет в партнере свое спасение, попытку заглушить одиночество и увлечься красотой жизни. А ведь взгляд человека в первую очередь должен быть направлен в глубины своей души. Героиня Анна Лебедь сталкивается с самой собой и не понимает, как выстраивать собственную жизнь. Актриса играет пронзительный, робкий, вызывающий огромное сочувствие образ. Растерзанное, трепещущее сердце вырвано из груди и страстно колотиться, чувствуя нехватку кислорода. Партнерство с Дмитрием Ткаченко дает возможность раскрыться актрисе с новых сторон и обнажить самые потаенные страхи человека. Героиня словно живет мыслями Носа, врастает в его кожу, отвергая собственное существование. Такое дикое чувство необходимости в другом я возникает из-за невыносимого чувства тревоги и незнания собственных опор. Мир требователен к человеку и в определенный момент вызовет на схватку. Спрятаться будет не за кого. Но только это позволит человеку обрести целостность.
Тимур Кулов, режисссер спектакля: Я испытываю огромную радость и за Дмитрия Ткаченко, и за Анну Лебедь, которые номинированы на Золотой Софит. Это первая наша работа и, я надеюсь, не последняя. Они доверились мне как режиссеру на авантюрное прочтение этой повести и, мне кажется, многое у нас получилось. Наш спектакль — абсолютное сотворчество с артистами, мы сочиняли эту историю вместе. В прозе нет четко заданной драматургии, монтажа, поэтому мы много сочиняли и придумывали с артистами. Одно из самых ценных качеств в Дмитрии и Анне — умение быть архитектором своей роли, существовать в общем замысле, но самостоятельно, по молекулам собирать свой характер, роль, тайный мир. Это умение и дало в сжатые сроки столь продуктивно поработать над повестью «Нос».
Мне кажется, эта роль, эта интерпретация ждала Анну. Я довольно актероцентричный режиссер и, если бы не было Ани в труппе ТЮЗа, то спектакль получился бы совершенно иным. То, как она с первой читки вонзилась в эту идею, начала искать, достойно восхищения! Я благодарен и Дмитрию, и Ане, и всем артистам спектакля «Нос» за их работу, которую они продолжают, каждый раз выходя на сцену в этом спектакле. И, конечно, надеюсь в скором времени порадоваться за Дмитрия и Анну, когда их наградят «Золотым Софитом» за эти актерские работы.
Худенькая, заворачивающаяся в не по размеру большое и грубое пальто, героиня Анны Лебедь словно пытается обрести в этой «шинели» покой и счастье. Широкие жесты передают пламень переживаемых чувств, а скорбное выражение лица — ощущение потерянного рая. Тяга здорового к нездоровому, добровольное разрушение души заставляет задуматься о слабости и неразумности человека. Фантастическая потеря носа для героини оказывается реальной потерей привычного уклада жизни. Метонимический перенос позволяет показать масштабность проблемы, а диалог глухих подчеркивает, как тяжело дается человеку коммуникация с внешним миром. Предельное непонимание ситуации и желание вернуть все как было — попытка зацепиться за прошлое и невозможность побороть страх к изменениям. Мольба героини о единении достигает своего апогея: она цепляется за ноги уходящего героя, не в силах перенести боль. Полное самоуничижение и безнадежность желаемого провоцирует принятие ситуации, и героиня Анны Лебедь смиряется с происходящим. Все возвращается на круги своя, но как это меняет героиню?
Актриса выходит за рамки человеческого образа и играет глубинную тему поиска себя и своего места в мире. Все наносное уходит прочь, остаются только бездонные глаза майора Ковалева, взирающие в пустоту неприглядного, равнодушного мира.
Дарья Виноградова специально для Musecube, 26.10.2023