teatrtogo, Алена Мороз
На свой 100-летний юбилей в 2022 году петербургский ТЮЗ в лучших традициях взрослых не столько принимает, сколько дарит подарки. Одним из них стал спектакль-экскурсия от режиссёра Андрея Слепухина и драматурга Екатерины Августеняк. В основу пьесы легли книги Александра Брянцева, Зиновия Корогодского, Ольги Волковой и других основоположников и патриархов, воспоминания актеров и сотрудников театра, цитаты из спектаклей, которые в разные годы шли на его сцене.
На протяжении полутора часов мы путешествуем сквозь время: начинаем путь в унисон с первыми шагами отцов-основателей, подсматриваем за становлением театра молодом советском государстве, карабкаемся куда-то в поисках новых форм, прячемся от военных катастроф, наблюдаем за послевоенным рассветом театральной жизни на новом месте, думаем о будущем вместе с молодыми режиссёрами и актёрами, ловим обрывки кулуарных разговоров о том, что не принято обсуждать публично…
Книжные цитаты мешаются с живой речью и только поначалу притворяются диалогом, постепенно сливаясь в бесконечный монолог, который голоса передают от одного к другому, порой подхватывая фразы на середине. История показывает нам свою изнанку (или закулисье?), об именах и подробностях остается только догадываться — в общем, эта экскурсия — не про знания, а про впечатления.
И она могла бы утомить своей пунктирной фрагментарностью, если бы не сопровождалась увлекательным путешествием сквозь пространство: как и положено, «от вешалки», через три сцены, гримерки, подвалы и закоулки. От внутренностей знаменитого поворотного круга, который немало судеб размолол — к самым колосникам.
В финале сценическое пространство показывает себя во всей красе в «балете машинерии», а поющие голоса актеров наливаются мощью вместе со светом поднимающихся софитов. И предложение проследовать в «сакральное пространство», сделанное перед входом в зрительный зал в начале, перестает казаться претенциозным штампом.
Потому что это храм и есть — по камушку выстроенное, нахоженное, намоленное место, с которым сотни людей на протяжении сотни лет связывали свои надежды и стремления, в которое вкладывали знания и силы, где страдали, боролись и радовались, куда возвращались вопреки всему. Просто не истоптав его лестниц вверх и вниз, не причастившись его многолюдной и многотрудной истории, этого не почувствовать.