«Вино из одуванчиков»: Как стать счастливым

Город+, 24.09.2014

25 и 26 сентября ТЮЗ им. А.А.Брянцева представит премьеру спектакля «Вино из одуванчиков, или Замри!» по культовой повести Рэя Брэдбери в инсценировке и постановке художественного руководителя проектов театра Адольфа Шапиро. По словам режиссера, он давно искал для сцены произведение о юности, о встрече с жизнью, и вот неожиданно идею поставить «Вино из одуванчиков» подсказал ему сын-подросток. Мастера увлекла перспектива «пробраться сквозь туман времени назад, в своё прошлое. Такое сладко-горестное путешествие помогает осмыслить: кто ты, откуда пришел и какие у тебя связи с тем человеком, каким ты был когда-то… Есть три основные темы, которыми должно заниматься искусство: любовь, вера и смерть – в самом широком толковании этих понятий. «Вино из одуванчиков» как всякое великое произведение рассказывает о том, каким образом все это входит в жизнь растущего человека. Что такое первое потрясение от смерти близких, первая любовь, потеря лучшего друга – всё это встреча со всем прекрасным и страшным, из чего состоит жизнь». В это магическое путешествие режиссер увлек за собой признанных мастеров ТЮЗа вместе с молодежью театра, а также студентов III «тюзовского» курса СПбГАТИ (мастерская профессора Л. Грачевой; кураторы – В. Фильштинский и А. Шапиро), которые скоро станут полноправными членами знаменитой труппы. Все вместе они рассчитывают – ни много ни мало – ответить на вечный вопрос бытия «Как стать счастливым?». Об истории своих взаимоотношений с великим автором и о работе над сценическим воплощением знаменитой повести рассказывают актеры, занятые в спектакле. Николай Иванов, народный артист России (Дедушка) В спектакле я играю Дедушку, который олицетворяет собой корни старого дома, где вырос главный герой Дуг. Другой важный персонаж — Бабушка (заслуженная артистка России Татьяна Ткач), которая цементирует отношения в доме. А Дедушка делает вино из одуванчиков и тем самым создает особую поэтическую атмосферу, которая вспоминается главному герою, когда он, будучи уже взрослым человеком, возвращается памятью в прошлое. Ведь это книга воспоминаний самого писателя, вновь переживающего то счастливое время, когда каждое лето в их доме делали вино из одуванчиков. Люди нашего поколения впервые познакомились с книгами Брэдбери примерно в 20-летнем возрасте, и с тех пор с ними не расставались. Прежде всего, мы узнали его как писателя-фантаста, но фантастика эта была совершенно особого свойства. Помните рассказ про бабочку, на которую случайно наступили в одном времени, и тем самым кардинально изменили события, происходящие в другом? Или еще один потрясающий рассказ, до сих пор мною любимый — «Все лето в один день», который препарирует психологию детской жестокости. А «Вино из одуванчиков» выпадает из ряда фантастических произведений писателя, но благодаря этой повести ты сознаешь, из чего произрастает фантастика Брэдбери, понимаешь образ его мыслей. То ли благодаря идущей из далекой юности любви к этому писателю, то ли оттого, что мы с Адольфом Яковлевичем, который ставит спектакль, – люди одного поколения, одинаково воспринимающие такого рода литературу, но работа над ролью идет довольно легко. Однако, что в этой работе получилось, а что не очень – станет ясно гораздо позже. Может быть, когда будет сыгран уже не один спектакль. Мы сейчас только на середине пути. Ирина Соколова, народная артистка России (Элен Лумис) Эта повесть с первых строк словно втягивает читателя в особый мир «потерянного рая», которым для каждого из нас навсегда остается волшебное время детства. И ты не устаешь восклицать, переворачивая страницы: «Да ведь это же со мной было!». А сегодня, когда мы возвращаемся к этому материалу в его сценической версии, нами движет во многом щемящее чувство ностальгии по тем временам, когда мы впервые встретились с Брэдбери, и по тому, какими были мы сами в те времена. Все, что мы пытаемся сегодня выразить, — уже как артисты, — освящено особой магией, заключенной в самом названии спектакля «Вино из одуванчиков»: произнося эти слова, ты словно попадаешь под солнечный купол детства, полного и радостных открытий, и горьких минут прозрения. Это чтение необходимо и детям, и взрослым, — в особенности, людям театра, которые живут «подпиткой» из детства в большей степени, чем остальные. Детство – это кладовая нашего самого ценного опыта. И мне кажется, что эта повесть (а теперь, отчасти, и наш спектакль) достойна стать настольной книгой современников, — как, например, «Книга о вкусной и здоровой пище» с рецептами лучших блюд. Только «Вино…» — это книга о вкусной и здоровой духовной пище. Литературу трудно перевести на театральный язык, но мы верим, что не отступим от «рецептуры» великого Брэдбери, делая свое «Вино из одуванчиков». Мне повезло, поскольку я играю потрясающе прописанную автором роль 95-летней Элен Лумис, которой выпало счастье дважды пережить свою молодость и великую любовь. Она и 30-летний репортер Билл Форестер – это две предназначенные друг для друга души, трагически разминувшиеся во времени. Мне всегда было очень интересно играть старость – я всех своих старух обожаю! И Лумис, надеюсь, займет достойное место в их ряду. А спектакль этот должен заставить зрителя задуматься о том, как через всю жизнь пронести и не расплескать драгоценную молодость души. Сергей Дрейден (Полковник) В конце 60-х годов прошлого века была переведена на русский язык повесть «451 градус по Фаренгейту». С неё начался мой путь к фантасту, поэту, честнейшему и замечательному Рэю Брэдбери. Дальше были и «Марсианские хроники», и циклы рассказов о детях, и рассказы-фантазии о выдающихся писателях прошлого… Увы, «Вино из одуванчиков» так и осталось на полке «многоуважаемого шкафа» непрочитанным. В 2007 году Адольф Шапиро призвал меня в театр Et Сеtera, где мы срепетировали инсценировку «451 градус по Фаренгейту» и вот уже 7 лет с неизменным успехом играем спектакль при полном зале. Радостно ощущать внимание публики, которая слушает этот глубокий и, полагаю, не могущий не взволновать текст. Весной этого года я прочитал «Вино из одуванчиков» и инсценировку, написанную Адольфом Яковлевичем, который предложил мне выбрать роль. Что я легко и сделал! Это будет Полковник — роль почти стихотворение, почти пантомима, почти танец (как ни странно, — ибо старик много лет сидит в кресле ). Как идет работа? С огромным удовольствием. Рядом с нами художник Саша Шишкин, хореограф Володя Варнава, мои партнеры — молодые люди, студенты и, конечно, режиссер-постановщик, с которым мы делаем пятую работу в театре. Вы спросите — каково главное послание спектакля? Напоминание взрослым об их во многом утерянном мире детства, мире хрупком, незащищённом; о мире, который можно легко превратить в ад, хозяйствуя в нём, забивая голову ребенка лживыми идеями и общими местами. Стоит добавить, что зрителя ждет немало сюрпризов, на какие и сам Брэдбери был мастак. Вам дадут возможность поблуждать в настоящем лесу, удивиться оригинальному подбору музыки для саунд-трека, да и просто насладиться игрой настоящих мастеров: помимо уже упомянутых корифеев, в спектакле заняты заслуженные артисты России Татьяна Ткач, Сергей Шелгунов, Борис Ивушин, Сергей Бызгу, а также народные артисты России Антонина Введенская, Валерий Дьяченко, Игорь Шибанов и талантливая молодежь театра. И хотя в программке написано, что спектакль адресован молодежи 16+, его создатели уверены: «Он обращён к людям разных поколений, объединённых желанием быть счастливыми».



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика