Е. Ронгинская, Clever culture, 16.02.2020
Гирлянды из лампочек, манящие своим теплым светом, старенький автобус, расписанный граффити, такой уютный и свободный от предрассудков, заброшенный стадион, где встречаются и для любви, и для войны, щебень вперемешку с пеплом, ржавые бочки, разброшенные части античных статуй – место уединения подростков города Вероны, где они проводят время, прячась от гнета или любящего внимания родителей… В ТЮЗе имени А.А. Брянцева случилась премьера спектакля «Ромео и Джульетта», переворачивающая восприятие пьесы Уильяма Шекспира и говорящая с подростками на знакомом языке. В постановке молодые зрители увидят себя, услышат близкую им музыку и адаптированный к восприятию перевод, позволяющий воспринимать историю кожей. Как детская шалость превращается в трагедию, а рацио борется с эмоцио, как катастрофичны желания родителей и непримирим бунт детей, читайте в нашем материале.
Новая и стройная интерпретация известной и ставшей классической пьесы — всегда событие в театральном мире. Болгарский режиссер Александр Морфов создал великолепную компиляцию, рассмотрев более семи переводов текста Шекспира. Варианты Бориса Пастернака и Татьяны Щепкиной-Куперник оказались близкими режиссеру, но самые главные акценты были найдены благодаря самобытному поиску Александра Морфова, спектакль которого отличается снижением поэтического пафоса пьесы и конкретизацией событийного ряда. Художник Семен Пастух создал магически-притягательное, романтическое, хулиганское место встречи подростков, напоминающее заброшенный стадион. Именно здесь молодые жители Вероны чувствуют, что могут быть свободны и естественны. Музыкальное наполнение спектакля миксует композиции Billie Eilish, AC/DC, Elvis Presley и Сергея Прокофьева, живописуя амплитуду колебаний человеческой души.
Противопоставление враждующих кланов представлено с помощью двух команд, играющих в американский футбол – команды Монтекки и команды Капулетти (их роли исполняют студенты СПбГИКиТ). Они, как и подростки, сидящие в зале, не слышат слов Хора (Владимир Чернышов), стройно и поэтично рассказывающего о войне семей и грядущей трагедии. Это заглушение голоса разума – бунт, напоминающий борьбу с родителями, которые привыкли давать нравоучительные советы и принимать решения за собственных детей.
Веселое кипение молодости, находящей удовольствие в потасовках, первых чувственных влечениях сердца постепенно набирает градус и детская игра (так копирующая отношения взрослых) превращается в кровопролитие. Союз Ромео и Джульетты стремится стать символом мира и спасения, но окружающие люди (да и сам Ромео) не могут остановиться в уничтожении друг друга. Бунтарка Джульетта в исполнении Анны Слынько – искренняя девочка, страшно не переносящая пафос и лицемерие, живущая сплошными эмоциями. Светящееся платье делает ее одним целым с звездным небом, воздушной, сияющей планетой любви. Юношеский максимализм – прерогатива и Ромео, который мечется в поисках объекта обожания. Для многих подростков, страдающих от большого количества свободного времени, влюбленность становится единственным интересом, который определяет смысл их существования. Дмитрий Ткаченко исполняет роль покорного велению сердца человека, эмоции которого берут власть над разумом, а голос мщения не задумывается о страшной цене убийства. Он искренне верит в хороший финал, поэтому расставание с Джульеттой несет в себе свет и надежду на лучшее будущее. Сцена любви героев представлена как путешествие в неизведанное: герои садятся в автобус и отправляются в дорогу, а друзья желают им хорошего пути. Вообще, автобус превращается в совершенно разные локации – это и келья монаха Лоренцо, и место драки Меркуцио и Тибальда, и комната Джульетты, и фамильный склеп. Такое пространство метаморфоз таит в себе образ движения, смены впечатлений, открывающихся горизонтов – всего того, чем богата жизнь молодых людей.
Мир отцов и детей представлен очень контрастно, и смерть Тибальта и Меркуцио, а затем Ромео и Джульетты – прямое следствие их деяний. Меркуцио – баловень судьбы, душа компании и местный балагур, недаром его дядя – князь Вероны. Вседозволенность и отсутствие тормозов, едкость мысли и дела характеризуют этого героя, быстро впадающего в кураж и теряющего голову, возможно, из-за военного прошлого. Олег Сенченко играет вспыльчивого юношу-урагана, который сметает все на своем пути, а вещи называет своими именами. Роль Тибальда отдана Федору Федотову, играющего непримиримого и горячего противника Монтекки. Поначалу их поединок напоминает детскую и невинную шалость, в которой противники хвастаются видами оружия и умением вести бой, но постепенно соперничество превращается в смертоносный поединок. Озверевшая толпа молодежи (здесь вспоминается «Повелитель мух» Голдинга) жаждет крови и получает сразу две жертвы. Кровопролитие толкает отца Джульетты на весьма корыстный шаг – стать ближе к власти, заручиться поддержкой, чтобы затем свершить акт мщения Ромео, которому удалось спастись. Дети превращаются в игрушки своих родителей и лишаются права голоса. Это и толкает их на ответные поступки, порой противоречащие здравому смыслу. Умение договариваться и слышать друг друга, относиться с уважением к миру детей – об этом всегда размышляет ТЮЗ, на эти же мысли наталкивает и премьерный спектакль.
В драме «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе есть такая фраза: «Какие перчатки надеть — те ли, что для войны, или те, что для любви?», так вот в «Ромео и Джульетте» идет постоянное колебание между двумя этими полюсами, и лишь в финале, в накрывающей всех тишине, герои перестают играть в свои политические игры и видят ситуацию во всем кошмаре и неотвратимости.
Роль Кормилицы играет Ольга Карленко, и с ее сценами связано довольно много позитивных, искренних моментов спектакля. Актриса замечательна в своей правдивости и любви, она воплощает принятие мира и простоту. Преданная и верная няня всегда стремится сделать все возможное для своей подопечной и помогает ей обвенчаться с Ромео. Кормилица видит мертвую Джульетту, и, всегда говорливая, вдруг застывает в невообразимом ужасе, понимая всю глубину и неизбежность случившегося. Именно ее реакция дает верное направление мысли всех участников этой смертоносной игры.
Новой интерпретации подлежит и роль монаха Лоренцо, представленного отрешенным и живущим в свое удовольствие человеком, келья которого напоминает оранжерею, в которой он сам изготавливает различные снадобья. Борис Ивушин играет периодически выпивающего, имеющего свои конкретные цели, при этом искренне привязанного к представителям своей паствы монаха, вселяющего в героев веру. Он даже успевает послать письмо Ромео, который его, увы, не читает, горюя по умершей жене. В этом контексте фраза сеньора Капулетти звучит глубокомысленно: «… наш монах — святой: весь город наш ему обязан многим», привнося совершенно противоположные коннотации. Монах – определенная движущая сила сюжета: он управляет поступками героев, обладающий духовной силой и умение внушать. Он умеет позитивно оценивать любую ситуацию и стремится пойти вместе с Джульеттой рассказать правду ее родителям, взять ответственность за случившееся на себя. Лоренцо с аккуратностью педанта культивирует историю гибели Джульетты, первым придя в ее комнату и придав ее телу необходимый чистый и невинный вид. Страшная, практически демоническая идея, с попыткой обмануть смерть, воплощается наполовину, а затем и вовсе приводит к гибели обоих влюбленных.
Сила рока, как и необузданные человеческие эмоции, начинает причинять множество бед и подталкивает героев к развязке. Рацио, которое воплощает собой не только Лоренцо, но и власть, позволяет увидеть ситуацию с независимой точки зрения. Князь в исполнении Андрея Слепухина – здравомыслящий человек, отвечающий за порядок и подводящий итоги. Возможно, и ему была выгодна борьба Монтекки и Капулетти, но когда в ней оказывается пострадавшим его собственный племянник, он выходит из игры.
Пара родителей Джульетты представлена колоритно и с внутренней драмой: выпивающая, одинокая, недолюбленная женщина и развращенный муж, которым привык к непрекословному подчинению. Леди Капулетти в исполнении Марии Полумогиной — истеричная, глубоко несчастная женщина, которой не хватает внимания мужа. Актрисе, недавно ставшей частью труппы ТЮЗа, удалось сыграть трагедию одиночества, несмотря на то, что драматического материала было довольно мало. Герои воссоединяются только после смерти дочери, совместно переживая постигшее их горе. Алексей Титков играет строптивого человека, уставшего жить в окружении женщин и привыкшего принимать неоспариваемые решения. Его нежность к дочери граничит с полным отождествлением своих желаний с волей окружающих: он поглощает людей, словно античный бог Кронос, делая несчастной и жену, и дочь.
Опускающийся в бездонную пропасть автобус, некогда бывший брачным ложем, символом радости и прыжком в неизведанное, подвенечный наряд, превратившийся в саван, живые и счастливые лица, на которых застыла маска смерти — такие страшные контрасты закутаны в полотно спектакля. И дело совсем не в силе и истинности влюбленности персонажей друг в друга, а безумном одиночестве и необдуманности поступков людей, которые влекут за собой такие страшные и непоправимые события. «Ромео и Джульетта» – спектакль, который напоминаем об ответственности, лежащей на плечах взрослых, являющихся примером для своих детей. Борьба старого и нового, отцов и детей вечна, но в какой тональности она будет происходить — зависит от взрослых. Можно избежать бунта, если предоставлять детям свободу, говорить с ними и верить в них. Именно так относятся к подрастающему поколению в ТЮЗе.