Елизавета Ронгинская, Clever culture, 11.09.2024
6 сентября ТЮЗ имени А.А. Брянцева открыл 103 театральный сезон. К 210 со дня рождения Михаила Лермонтова главный режиссера театра Сусанна Цирюк выпустила премьеру — спектакль «Маскарад» по одноименному произведению поэта. На Большой сцене театра состоялось масштабное поэтическое высказывание о мистическом Петербурге, своеобразной Атлантиде, утонувшей в водах мирового океана. По каким законам дышит северный город, чем живут его жители и может ли человек в корне изменить свою природу — в центре внимания создателей постановки. В главных ролях — Дмитрий Ткаченко, Семен Толов, Екатерина Бездель и Анна Потакова.
Никто никого не любит — наверное, это главный закон существования жителей Атлантиды. Каждый из героев зациклен на самом себе и поступает исходя из собственных страстей и побуждений, мало задумываясь о том, какой отпечаток это оставляет на жизни другого человека. Так, юные князь Звездич и Нина Арбенина оказываются втянуты в череду роковых событий, становясь маленькими винтиками большого механизма. Романтизм, незнание людей и легкомысленность героев превращает их в жертв случая. Но у князя Звездича, в отличие от Нины, есть шанс на духовное возрождение. Семен Толов играет тянущегося к ярким впечатлениям, увлекающегося героя, по-детски открытого и наивного, которого засасывает в омут искушений. Актер передает кипучую энергию и нерв героя, существующего в исключительно высоком эмоциональном регистре. Обвиненный в шулерстве и навсегда потерявший честь, герой отправляется на Кавказ, желая смыть кровью полученный позор. Достигнув самого дна, из последних сил, Звездичу все-таки удается воспрянуть вверх, в отличие от других героев спектакля.
Арбенин Дмитрия Ткаченко проходит непростой путь: он борется со своей натурой, жадно желает вернуться к жизни игрока, но вместо этого удаляется от соблазнов света и становится примерным семьянином. Но разрушительная сила природы не дает покоя и герой с легкостью погружается в мятежные воды страданий, когда на это выпадает малейший шанс. Актер мгновенно преображается, от рефлексии переходя к ядовитому скепсису и ярости. Злодейская натура — к лицу герою более всего. В этом он чувствует себя максимально естественно, действует четко, безжалостно и стремительно. Он не сомневается и это дарит ему ощущение правильности выбора. Но это еще не все: режиссер придумала интересный акцент — Неизвестным, являющимся в произведении таинственным недоброжелателем, в спектакле оказывается сам герой. Это алтер эго Арбенина, которое будоражит героя с самого начала действия. В финале он встречается с Неизвестным (Антон Войнолович) воочию и прислушивается к голосу совести, осознавая что сам убил безвинную жену. Принять свою ошибку сложно и он наказывает Неизвестного за эту жестокую правду, но выстрел приходится в самое сердце Арбенина. Герой понимает, что от себя не убежишь. В заключительном эпизоде спектакля герой оказывается на самом дне самопознания, знакомясь с истинным я. Глубокая, многогранная работа Дмитрия Ткаченко, позволяющая выйти на новый уровень погружения в изломленное человеческое сознание.
Сценография Алексея Тарасова, музыка Василия Тонковидова, танца Антона Дорофеева, костюмы Жанны Усачевой, свет Ирины Вторниковой насыщают удивительной, нервной, тревожной, готической атмосферой. Костюмы сделаны с элементами стимпанка, а сценическое пространство представляет собой забытый гармонией город. Остов кареты, некогда блиставшая на балах люстра, причудливые мосты, зеркало воды, игривые маски и обнажающие порочность человеческой природы корсеты представляют все мракобесие мира. Сопротивляться ему сложно, проще поддаться вихрю эмоций и стать его частью. Почетное место в этой дьяволиаде занимает Пиковая дама з.а. России Наталии Боровкой и Казарин з.а. России Бориса Ивушина. Они знают, что однажды пронзенный азартом игры человек не сможет жить без адреналина и будет подспудно искать его, разрушая все кругом. Стихия игры захватывает всех персонажей и границы реальности смываются: обнаженные лица кажутся гораздо более устрашающими, чем сокрытые маской.
Смерть Миланы Владыкиной, навевающая туман и морок, ласково принимает Нину, наконец обретшую покой. Хор вторит ей, создавая удивительную атмосферу прощания. В этой сцене — единение людей и осознание конечности человеческого пути. Нина в исполнении Анны Потаковой — мятежное создание, искренне мечтающее о любви. Ей хочется жить и чувствовать себя женщиной, а не ангелом, сошедшим с небес, которым представляет ее муж. Каждый из героев зациклен на самом себе, и в этом противоречии, отсутствии гармонии и рождается основной конфликт пары. Счастья нет и у баронессы Штраль в исполнении Екатерины Бездель, которая безрассудно отдается любви и закручивает клубок интриги. Актриса раскрывает боль женщины, которая вынуждена держать свои чувства в себе, дабы не быть осужденной обществом. Испытав мимолетное счастье, героиня уходит в привычную скорлупу холодности и высокомерия, которая защищает ее от нападок мира.
Премьерный спектакль погружает в пучину страданий человека, не имеющего душевных сил справиться с искушениями света и своими противоречиями. Сильная, пронзительная работа Сусанны Цирюк наталкивает зрителей на познание себя и задает высокую планку новому театральному сезону.
Елизавета Ронгинская