Аглая Прокофьева, Musecube, 26.12.2018
ТЮЗ открывает новые рождественские сюжеты: в театре состоялась премьера спектакля «Снегурушка», поставленного по одноименной пьесе современного драматурга Михаила Бартенева. Имя писателя широко известно в мире детской литературы: его пьесы наполнены блестящим юмором, невероятными сюжетными ходами и нетипичными характерами сказочных героев.
В «Снегурушке» существует несколько смысловых пластов: детский сюжет и взрослый подтекст переплетаются друг с другом, заставляя историю сиять различными гранями. Спектакль с необыкновенными превращениями вдруг оборачивается притчей о подмене человеческих ценностей.
Режиссеру спектакля Ирине Кондрашовой, выпустившей множество детских спектаклей в ведущих российских театрах, в этой зимней истории было интересно поразмышлять на тему любви и поиска себя. Персонажи одиноки и лишь благодаря вере в чудо обретают свое счастье. Музыку к спектаклю написал композитор Василий Тонковидов: она невероятно легкая, лучистая и проникновенная, позволяющая каждому персонажу рассказать о наболевшем.
В спектакле для семейного просмотра категории добра и зла перепутаны: Мороз, повелитель зимы, стал эгоистом. Он не хочет дарить радость жителям леса, поэтому устроил вечную зиму. В программке роль обозначена как Мороз-Нарцисс: Андрей Слепухин в экстравагантном эстрадном костюме появляется из-под земли и поет песню о своей красоте. Это весьма необычная роль для артиста, раскрывающая его с новой стороны. Актёр играет сумасбродного, глупого и самовлюбленного юношу, его жизнь эффектна, но однообразна. Он подчиняет своей воле окружающих, забывая о том, что у каждого есть свои жизненные приоритеты, за что оказывается наказан.
Благодаря новым порядкам, точнее сказочному переполоху, в лесу остался жить Леший (Сергей Жукович), которого покинула жена, Баба-Яга (Татьяна Маколова). Она отправилась искать другую, счастливую жизнь и переехала в город, потому что перестала верить в волшебную книгу (родители считывают библейские параллели). Леший поет печальную песню-исповедь: артист играет мудрого, но бездействующего правителя леса, надеющегося на чудо.
Баба-Яга пытается всяческими силами угодить своей дочке Фекле и выдать ее замуж. Образ Татьяны Маколовой получился многогранным: героиня всячески пытается быть интеллигентной, заботливой женщиной, но сказочное нутро (нет-нет!) просыпается, и она вспоминает о своем колдовском прошлом. Ее любовь к дочери – безгранична, и она готова пойти на любую хитрость, чтобы сделать ее счастливой. Фекла (Елизавета Прилепская) — обаятельная и капризная девушка, жаждущая любви. Актриса невероятно харизматична в этой роли, а ее песня о женихах созвучна девичьим мечтаниям.
Двигатель истории – Водяной, который устал от бездействия Лешего и хочет изменить текущую ситуацию. Он практически превратился в сосульку и мечтает о теплом лете, которое возвратит жизнь их сказочному заповеднику. Герой пытается просватать за Мороза-Нарцисса девушку Феню, дабы любовь растопила его сердце. Водяной в исполнении Радика Галиуллина — озорной, поэтичный персонаж, готовый пойти на риск ради задуманного. Полные юмора и иронии сцены с Морозом-Нарциссом, который не замечает колкостей смышленого Водяного, вызывают радостное узнавание в зрительном зале. Артист чудесно импровизирует и создает крупный сценический образ. Его герой умеет чувствовать и любить – он воплощает в себе природную чуткость, свойственную персонажам тонкой душевой организации. Встреча с Феклой пробуждает в Водяном неведомые чувства: любовь оказывается главным и истинным волшебством жизни.
Художник спектакля Павла Никитина создала праздничную, теплую атмосферу спектакля: по периметру сцены возвышаются фонари, создающие ощущение сказочного заснеженного леса, переливаются гирлянды. Атрибуты быта: диван, плита, телевизор – дополняют уютом пространство спектакля, рисуя домашнюю атмосферу. Реальный и сказочный мир не противопоставлены друг другу, а взаимопроникаемы: в реальном мире тоже есть место фантазии и творчеству. Гениальный изобретатель, Отец Фени (Владимир Чернышов), пытается придумать и волшебное зеркало, и аэроплан, и самоходные сани, дабы порадовать близких. Артист играет сумасбродного, нелепого ученого, сосредоточенного на своих идеях и желании удивить мир, но не замечающего важного, что происходит в его собственной семье.
Его родная дочь Феня (Алиса Золоткова) отличается добротой, лучезарностью и наивностью. Актриса с искренностью перевоплощается в нежную и доверчивую героиню, для которой самым важным в мире оказывается любовь. Девушка остаётся верной своему Пантелею и отказывается стать женой Мороза, за что тот превращает ее в лишенную чувств Снегурушку. Безжизненная героиня напоминает игрушку, для которой не существует никаких ценностей. Ей овладевает крайняя степень оледенения души, которая практически равносильна смерти. Драматург, а за ним и режиссер спектакля, хочет предостеречь зрителей от безразличия и холодности, напомнив, что нужно любить и беречь близких.
Пантелей – простой и открытый парень, сила любви которого способна творить чудеса. Никита Остриков играет обаятельного, смешного, но крепкого духом юношу. Он верен своим идеалам и знает, как вернуть любовь. Пройдя трудности и испытания, каждый персонаж обретет свое долгожданное счастье: на сцене появится настоящий Дед Мороз (Виталий Кононов), елка засияет огоньками, и все встанет на свои места.
Вера в чудо, умение при любых обстоятельствах оставаться самим собой, желание встретить любовь пронизывает новогодний спектакль ТЮЗа. Музыкальная постановка идет в рамках новогоднего проекта «Рождественские истории», включающего интерактивное представление, подарки юным зрителям и яркую фотозону в фойе театра. ТЮЗ подготовил настоящий праздник для детей и родителей, желающих окунуться в сказку, примерить на себя новогодние роли и помечтать.
Аглая Прокофьева, специально для Musecube.