Аглая Прокофьева, cleverculture, 25.11.2023
Пьеса «Медведь» чрезвычайна сценична. Мало того, драматически-комедийный сюжет, полные искрометного юмора диалоги, живые характеры представителей мужского и женского мира, неожиданный пуант — все прекрасно укладывается в структуру немого кино. Образы героев, начиная от нуарного грима (художник по гриму Максим Медовый) и заканчивая монохромными черно-белыми костюмами (художник по костюмам Алена Пескова), безукоризненно вписывают персонажей в эпоху начала 20 века. Кинематографичность происходящего подчеркивается и титрами, расставляющими необходимые акценты, например, объясняющими, что взял в руки персонаж. Предметный мир специально изымается из визуального решения спектакля: на сцене лишь шерстяной пуф и голова медведя, прообраз покойного мужа героини. Это пустое пространство подчеркивается световыми точками, особенно яркими во время музыкальных выступлений героев (художник по свету Татьяна Яцюк, композитор Андрей Алексеев, автор либретто Кирилл Шмаков). Персонажи не дают себе заскучать и примеряют великие образы артистов — Веры Холодной, Чарли Чаплина и Александра Вертинского. Танцевальные композиции (хореограф Никита Борис), как сложный грим, рисуют многогранность характера и подчеркивают глубину переживаний героев.
Актерское существование утрированно и тем не менее объемно: зрители с интересом следят за словесным поединком между помещицей Поповой, поэтическим созданием, и помещиком Смирновым, грубым и прямолинейным солдафоном, приехавшим забрать свой долг. Попова, находящаяся уже семь месяцев в трауре по мужу, не может выполнить требование Смирнова вернуть деньги немедля — она пребывает в меланхолическом настроении, точнее играет в него. Притворство мигом исчезает, когда герой продолжает продавливать свою линию и бескомпромиссно требовать денег. Неверие в ее тоску, неуважение к ее чувствам, а также размышления о том, как порочен женский пол, раздражает героиню. Она распыляется и становится той, кем является на самом деле — темпераментной женщиной, готовой идти до конца, чтобы доказать свое мнение. Нелепая история — дуэль на револьверах — переворачивает представление Смирнова о героине и зажигает в нем страсть, мгновенно меняя градус от ненависти до любви. История заканчивается поцелуем и предложением выйти замуж. Вот так внезапна любовь!
Пару Попова — Смирнов играет Екатерина Бездель и Дмитрий Ткаченко. Загримированные до неузнаваемости артисты прочувствованно погружаются в жанровую структуру водевиля и со всем размахом раскрывают палитру красок немого кино. Вот стройный и худощавый, но играющий отставного поручика Дмитрий Ткаченко поворачивает боком и проходит через дверной проем, как бы не желая задеть его могучими плечами. Вот ищет свет исполняющая горький романс о своей неутешной любви Смирнова, принимающая эффектные позы. Вот отпускает язвительные шутки в зал Лука (Владимир Чернышов), этакий искуситель, не просто слуга, а активный участник действия. Артисты играют характер, пытаясь сделать его как можно ярче и насыщенней. Этому помогает режиссер, гиперболизирующий происходящее, прочитывающий чеховский текст под увеличительным стеклом. Так героиня заявляет, что находится в трауре 6 месяцев 30 дней 5 часов и 20 секунд, хотя в тексте классика указано, что с момента смерти мужа прошло 7 месяцев — игра словами наполняет всю постановку.
Тонкий и чувственный момент влюбленности героев — во время лекции о моделях пистолета — сталкивает низкое и высокое, на контрасте показывая силу неожиданно захватившего чувства. Дмитрий Ткаченко достигает новой актерской планки в этой работе: играя более возрастную роль, он раскрывает глубину своей мужественности и зрелости. Говорящий на низах поручик постепенно становится нежным влюбленным, стряхивающим как шелуху привычное амплуа хрипуна-вояки. Героиня Екатерины Бездель — женщина-вамп, решившая принести себя в жертву на алтарь любви, мигом забывает о своем образе страдалицы, когда задевают ее чувства. Молодая актриса работает исключительно профессионально и наполняет характер противоречивым содержанием, балансируя на грани святости и кокетства. Любовь очищает героев, позволяя каждому стать самим собой и обрести гармонию, как в хорошем черно-белом кино со счастливым концом.