Екатерина Данилова. Новости культуры Воронежа. 14.10.2009
Найти нечто более хрестоматийное, чем «Отцы и дети» Ивана Тургенева трудно. Удивить, заставить погрузиться в мир романа, до боли сопереживать тургеневским героям – еще труднее. Артистам Санкт-Петербургского государственного театра юных зрителей имени А. Брянцева это удалось. 13 октября спектакль «Отцы и дети» был показан на Большой сцене Воронежского ТЮЗа в рамках фестиваля «Театр детства и юности – XXI век». И — восторженно принят публикой, едва ли не наполовину состоявшей из коллег-профессионалов. Каковы компоненты этого успеха? Автор пьесы Адольф Шапиро и режиссер-постановщик Георгий Цхвирава сосредоточили внимание не на идейной, общественно-политической составляющей тургеневской прозы, а на человеческом, личностном, вечном. Бог есть любовь. Главное для человека – уметь любить и брать на себя ответственность за тех, кто тебе дорог. Вот, пожалуй, основное в спектакле театра из Санкт-Петербурга. Но при этом авторы бесконечно далеки от лобовых деклараций и примитивной назидательности. Игра ума и чувств, тонкая нюансировка, ненавязчивая изобретательность, безупречность вкуса – вот отличительные черты «Отцов и детей» в постановке петербуржцев. Этот спектакль можно сравнить с фугой, где каждый ведет свою партию, а все вместе они сливаются в прекрасное, гармоничное произведение искусства. Энергетика действа столь высока, что без труда растапливает невидимую четвертую стену, отделяющую сцену от зрительного зала. А ведь, играя на стационаре, в Петербурге, актеры и зрители вместе находятся на сцене, что позволяет создавать неповторимую атмосферу непосредственного соучастия и сопереживания. В Воронеже артистам с первой же минуты удалось захватить внимание большого зала, почувствовавшего, что это – настоящее. Героев принимаешь сразу и безоговорочно. Кажется, по другому их и представить себе невозможно – настолько точен выбор исполнителей, так филигранен и убедителен рисунок каждой роли. Каждый актер не только полноценно взаимодействует с партнерами, но и показывает характер своего персонажа в развитии. На сцене все, казалось бы, просто. Предельно функциональная деревянная выгородка-трансформер, рассыпанное по полу сено (художник – Алексей Вотяков). Но мы знаем, как Георгий Цхвирава любит поиграть смыслами, ассоциациями, полунамеками. Эта игра не отяжеляет конструкцию спектакля, но придает ему глубины и неоднозначности. Вместо пасторали звучат Шуберт и Моцарт. И их сочетание с протяжной русской песней дает поразительный эффект (Музыкальнее оформление – Василий Тонковидов). Мы понимаем, что герои живут не только на стыке эпох, но и на стыке культур и цивилизаций. Не случайно, в облике Базарова (Максим Фомин) есть что-то немецкое. Ну, не любит он русское разгильдяйство, безалаберность, пьянство. То, с чем по доброте душевной вынужден мириться Николай Петрович (Сергей Шелгунов), постоянно ощущающий свою вину перед всеми. Его брат – Павел Петрович – главный идейный противник Базарова – в исполнении Игоря Шибанова предстает не столько ограниченным и напыщенным аристократом, сколько человеком, таящем глубоко в душе чувство не угасшей любви. Только чувство к покойной княгине Павел Петрович невольно обращает на Фенечку (Лилиан Наврозашвили), самозабвенно преданную брату Николаю. Виртуозно ведет свою линию Анна Сергеевна (Анна Дюкова). Диалоги Одинцовой и Базарова — увлекательное состязание женского и мужского умов. Эта тонкая игра захватывает и восхищает. Чуть менее изобретательно (и это понятно) ведет поединок слов и чувств молодая пара – Аркадий (Никита Остриков) и Катя (Аделина Червякова). Молодежи не хватает жизненного опыта, зато в избытке свежести и энергии. Любовь зарождается на наших глазах, захватывает героев, но не лишает разума и прагматизма. Пожалуй, лишь Базаров выходит за рамки предложенной реальности, поднимаясь до высот подлинной человеческой трагедии. И помогают в этом герою (и спектаклю) отец, Василий Иванович (Николай Иванов) и мать, Арина Власьевна (Татьяна Ткач). Они олицетворяют другую грань вечной любви – любви родителей к своему ребенку. Неудачных актерских работ в спектакле нет. Каждый существует на сцене на редкость достоверно. Прибавьте к этому легкую иронию, едва заметную отстраненность актеров от своих персонажей и почувствуйте себя настоящим театральным гурманом. Принципиально важно, что театр не адаптирует великое произведение к вкусам молодых зрителей, не предлагает упрощенный вариант классики, но ведет зрителя за собой, к высотам духа и подлинного искусства.