Анна Дюкова: «Не бойтесь совершать ошибки»

Заслуженная артистка России Анна Дюкова отмечает удивительное событие — 25-летие работы в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. А кажется, что только вчера Анна впервые вышла на сцену в спектакле «Русалка», прозвучали первые аплодисменты и театр принял актрису в свою большую и дружную семью…

Анна Дюкова — ведущая актриса ТЮЗа, исполняющая вдохновляющие, интеллектуальные, темпераментные роли. Анна Сергеевна из «Отцов и детей», Гермиона из «Зимней сказки», Раиса Гурмыжская из «Леса», Елена Сергеевна из одноименного спектакля — малая толика того, что играет актриса сейчас. Анна Дюкова — образец художественного вкуса, профессионал своего дела и чуткий партнер. В каждой роли она находит истину и глубину, позволяющую максимально подробно раскрыть своего персонажа. О вере в себя, студенческих годах и встречах с знаковыми режиссерами — в нашем материале.

— Анна, что в обучении в институте вызывало наибольшие трудности?

— Студенческие годы пролетели весело. Я начинала в Ярославле, где два года обучалась на актрису театра кукол (мастер Вячеслав Вадимович Борисов). Это, кстати, очень много дало мне для понимания профессии актрисы — это была первая фаза познания себя. Мы много работали с телом, анализировали, как тело может разговаривать, как руки могут передавать эмоции и смыслы. Но я решила, что я — драматическая артистка, поэтому поступила на курс Александра Николаевича Куницына и Галины Андреевны Барышевой. Я попала в атмосферу дружбы и любви — наш курс был по-человечески очень тёплый. «Один за всех, и все за одного», — это была наша история. Самое сложное было принять себя. Мастера всегда говорили мне, что тебе не надо страдать, ты должна радоваться, ты — цветок жизни. И вот этому было научиться сложнее всего. Мне хотелось страдать — такое было стремление души, оно не зависело от меня. Постепенно я поняла, о чем они говорили, и я научилась радоваться.

 Какие роли вы играли на курсе?

— Я была старше своих однокурсников, поэтому мне давали роли старшего поколения, очень часто — острохарактерные. В нашем дипломном спектакле «Ромео и Джульетта» я играла Кормильцу. В мюзикле «Моя прекрасная леди» играла миссис Хиггинс, а в «Грозе» — Варвару. Хотя, конечно, мечтала сыграть Катерину. Я благодарна своим мастерам — они в нас вложили такую школу! От уважительного отношения к себе в профессии до супер уважительного отношения к партнёрам. Если у нас кто-то опаздывал на одну минуту, это было смерти подобно — жди какой-то расправы, либо тебя лишат отрывка, либо роли. Если тебя очень любят, то, конечно, могут на это закрыть глаза, но ты должен будешь сделать лишний зачин, композицию. Дисциплина очень важна.

— Какой совет вы дали бы себе в юности и молодым артистам?

— Нельзя бояться делать ошибки, бояться себя и стесняться. Я из-за своей мнимой деликатности не сделала очень многие вещи. Это уже второй вопрос, нужны ли они были мне на самом деле или нет. Из-за страха быть непонятой мне было неудобно заговорить с кем-то, я стеснялась. Если есть какое-то желание, его надо исполнять! Не надо откладывать, потом шанса на воплощение задуманного может и не быть.

— Какая роль вызывала наибольшее сопротивление в начале работы?

— Когда я стала репетировать Раису Гурмыжскую в «Лесе», я категорически не понимала, о чём буду говорить в этой роли, какое моё высказывание. Мне казалось, что, во-первых, это какая-то ошибка распределения, во-вторых, моя ошибка, что я согласилась на это. Но как хорошо, когда ты доверяешь режиссеру, а режиссер чувствует тебя, понимает и верит. Конечно, сначала я помучилась, но потом Уланбек Баялиев каким-то невероятным способом переключил меня, и я открыла для себя удивительные смыслы. В процессе работы, доверия, поиска я вдруг поняла, как легко мне дается эта роль. Мне приятно, радостно играть эту роль, я чувствую себя свободной и гармоничной.

 Очень важно отношение режиссера к артисту…

— Для артиста, пожалуй, самое главное чувствовать необходимость именно в нем и веру именно в него. Только тогда артист готов раствориться в материале, сделать всё, что угодно. Какие-то суперспособности могут открыться даже у тех, кто в себя не верит уже давно. Возникает абсолютная, детская вера, и это счастье. Я желаю каждому артисту хотя бы раз в жизни обрести это счастье.




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика