«Маскарад» Лермонтова – явление уникальное и для русской литературы, и для русского драматического театра. По сути своей драматургии это как бы шекспировский «Отелло» по-русски. Главное отличие состоит в том, что Арбенин вместо высокого благородства венецианского мавра наделен демонической страстностью и силой, которая была присуща самому Лермонтову. Итог тот же – убийство из ревности ни в чем не повинной любящей жены. Роль подлого интригана Яго у Лермонтова достается человеку с «нерусской» фамилией Шприх. «Маскарад» Лермонтова во многом посвящен исследованию природы зла: в какой-то мере, пьеса, как и вся мятежная и скоротечная жизнь самого поэта – про то, как лучше не надо.
«Маскарад» имеет впечатляющую историю постановок. Одна из самых знаменитых — постановка В. Мейерхольда с декорациями А. Головина в 1917 году на сцене Александринского театра. Однако сегодня «Маскарад», к сожалению, не такой частый гость на театральной сцене. В Санкт-Петербурге в наши дни он был поставлен на сцене той же Александринки к 200-летию поэта в 2014-м году. Поэтому нынешняя постановка «Маскарада» — во многом уникальный случай увидеть «живьем» на сцене современное прочтение пьесы.
Спектакль поставила Сусанна Цирюк — главный режиссер ТЮЗа, обладатель многочисленных театральных премий, лауреат «Золотой маски» и Премии Правительства Санкт-Петербурга.
Сусанна Цирюк хорошо знакома петербургским театралам по многим постановкам на самых разных сценических площадках – мюзиклам «Винил», «Средство Макропулоса», опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, по сверхуспешному мюзиклу «Алые паруса» в ТЮЗе им. А.А. Брянцева.
Новая постановка Сусанны Цирюк, без сомнения, должна открыть новые грани бессмертного шедевра русской классики.
Режиссер о спектакле: «Наш спектакль – попытка проанализировать острые нравственные проблемы, встающие перед каждым из нас, особенно перед молодыми людьми на пороге «большой» жизни. Способен ли человек управлять своей судьбой? Неизбежно ли наказание за прошлые грехи? Можно ли изолироваться от социума и не зависеть от него? Важно ли быть самим собой или проще жить «под маской», скрывая своё истинное Я?»
Главным художественным образом постановки станет мистический ледяной Петербург, за внешним холодом которого кипят нешуточные человеческие страсти. В костюмах персонажей сочетаются исторические мотивы кроя 19 века со стилем стим-панк, а музыка, световое оформление и хореография подчеркнут и усилят эффект существования героев в двух сферах — реальной и инфернальной.
В спектакле использованы стихи Михаила Лермонтова, Джорджа Байрона, Нестора Кукольника, Анны Ахматовой, Андрея Белого и Игоря Северянина.
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:
Премьера в ТЮЗе по «Маскараду» Михаила Лермонтова
Петербургский ТЮЗ имени Брянцева открыл 103-й сезон премьерой спектакля «Маскарад»
Премьера. Спектакль “Маскарад” в ТЮЗе им. А. А. Брянцева
Театр юных зрителей имени Брянцева открыл новый сезон
В Петербурге прошел показ спектакля «Маскарад» к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова
ТЮЗ им. А. А. Брянцева открыл свой 103‑й сезон премьерой — «Маскарадом» Лермонтова
СУСАННА ЦИРЮК: «ПОСТИЖЕНИЕ НОВОГО ПОМОГАЕТ НАМ НЕ СТАРЕТЬ»
ТЮЗ поставил «Маскарад» Лермонтова: «Эта история гораздо сложнее, чем схема «абьюзер — жертва …» // Светлана Мазурова, Российская газета, 26.09.2024