Наталья Яковлева, okolo.me, 2.04.2024
Для своей новой постановки молодой режиссёр Артём Злобин в этот раз выбрал классический текст Фёдора Достоевского “Кроткая”. На новой сцене ТЮЗа им. Брянцева происходит дефиле героев, под романтическую музыку “Voyage, Voyage”. Премьера состоялась 28 марта.
Посередине выставлен белый куб двуспальной кровати, а по углам расставлены цифровые экраны — окошки во внешний мир людей. До начала представления герои сидят у стены с повязками на глазах, а над ними висит зажжённая лампада. Персонажей здесь всего три: Он, Она и Лукерья. В истории Артёма Злобина на главный план выведена история взаимоотношений, а не социальный аспект. Он (Иван Стрюк) – персонаж, потерявший в постановке своё имя и должность – мужское начало истории. Она (Милана Владыкина) – миловидная девушка, поющая на улице, отвечает за всё женское. Лукерья (Анна Лебедь) здесь отождествляет всех второстепенных персонажей, но все- таки до конца её роль в истории невнятна. Она больше отвечает за чувственные вспышки, комедийность ситуаций, чем за повороты сюжета.
После прохода персонажей на сцене остаётся Он. Весь в элегантном чёрном, с аккуратными усиками, он перезаряжает пистолет и случайно ранит себя. Ранка заклеивается лейкопластырем, и герой долго смотрит на эту полоску, опоясывающую его палец. Начинаются его воспоминания, не сбивчивые, как может показаться в романе, а осознанно холодные. Действие в спектакле будет разворачиваться скачкообразно, с быстрой сменой картинки, в ритме ярких клипов. Не зря же в заглавие спектакля вынесено слово “Монтаж”. Эстетика персонажей напоминает гангстерские комиксы. Он – хищный, хитрый чёрный паук, а Она – нежная, с широко распахнутыми глазами, подросток в розовых кружевах. Режиссёр селит героев в современном мире, квартира их расположена в типичном петербургском дворе-колодце. Круг из стен с окнами замкнут, мы видим серые стены и серое небо. А внутри дубовые резные наличники. Она – будто заточенная в башню принцесса, а он – чудовище.
История отношений героев начинается с крупных мазков – тема абьюза, домашнего насилия, недопонимания поколений в неравном браке. Иногда кажется, что феминизм борется здесь с “традиционными представлениями” об укладе семьи. После красивой и традиционной, будто из мечты, свадьбы, она, только сбросив кружевную фату, вынуждена раздевать своего новоиспечённого мужа. А вместо кольца у неё на пальце пластырь. И итог этих отношений – травма как для него, так и для неё. За внешней рисованностью идея произведения Достоевского не искажена, а наоборот – переосмыслена и переведена на язык современных понятий. Где декорации изменились, а трагедии остались. За цифровым окном крутят мультик про Золушку, герои играют в прятки, ссорятся, мирятся, запускают робот-пылесос. Мы наблюдаем, как нежность подростка превращается во внутреннюю силу и бунт. Холодность и грубость творят своё дело. Героиня изменяется внешне, затягивается в корсет, надевает чёрное платье и отправляется в клуб, манящий красным неоновым светом. Из этого света ползут похотливые руки в чёрных перчатках и лицо одноглазого ухажёра. А в соседней комнате с пистолетом на изготовке стоит Он. Девушку отселяют на матрас под лампадку, где она ютится, словно собачка. Герой, воспылав любовью к этой уже сломленной душе, обнаруживает в себе нежность, но слишком поздно. Романтическая поездка в далёкую Булонь не способна воскресить то, что намеренно разрушено. И вот мы видим, как за окном медленно плывут вверх этажи, а робот-пылесос собрал с пола все, что осталось от Неё. Хочется переложить историю на понятие “Треугольник: Тиран, Жертва и Спасатель”. Но нет, здесь всё сложнее и тоньше.
Несмотря на гротескный вид персонажей и некую отстранённость актёров от образов, история сохранила свой болезненный нерв, а внешний антураж лишь придаёт ей устрашающую актуальность. Хочется отметить, что на идею в этом спектакле работает каждая деталь, от одежды и макияжа актёров до видеоконтента (художник Александра Магелатова), который транслируется на экранах. По окончании невольно вспоминаешь, что человек – самое страшное животное на земле.