27 марта, в День театра, на Новой сцене Театра юных зрителей имени А.А.Брянцева наступило время говорить и писать о любви в спектакле «Дай найти слова» по книге «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана».
Режиссер Андрей Слепухин увидел в переписке двух немецкоязычных поэтов пример блестящей литературы, в которой, преисполненные неподвластной времени и пространству любовью друг к другу, они достигли высшей точки взаимопонимания.
Коммуникация между людьми в этой постановке настолько превозносится, что главная роль принадлежит не актерам — Алисе Золотковой и Ивану Стрюку, а слову. В тишине на экранах, расположенных между двумя рядами зрителей, смотрящих друг на друга, возникают даты, события и стихи. Буквы хаотично расползаются, превращая слова в бессмысленный набор символов, за которыми скрывается полувековая история жизни двух людей.
Между Ингеборг и Паулем было более двухсот писем, в которых они писали о любви друг к другу, поэзии и жизни. Они познакомились осенью 1946 года, когда Ингеборг было двадцать лет. Но роман длился недолго. Подарив Ингеборг на прощание стихотворение «В Египте», Пауль покинул Вену, так как, будучи бывшим гражданином СССР, подвергал себя опасности живя в Австрии.
Переписка становится для них единственным способом быть вместе. Пауль женится на Жизель, Ингеборг переезжает к Максу Фришу, но их супруги вынуждены смириться с тем, что эти двое значат друг для друга. Пауль называет Ингеборг «основой жизни». Она же уверена, что благодаря ее любви избранник всегда рядом с ней, где бы он ни находился.
Алиса Золоткова и Иван Стрюк также разделены, но связаны. Между ними экраны. Все слова писем они произносят, глядя на зрителей, маленькими шажками перемещаясь по периметру сцены. И только в середине постановки они смотрят друг другу в глаза. Этот контакт становится настолько абсолютным, что уже Алиса читает текст писем Пауля, а Иван — текст писем Ингеборг.
Спектакль «Дай найти слова» — это театральный эксперимент. Перед началом зрителям выдаются открытки с датами и событиями, которые произошли в жизни Ингеборг и Пауля. Так зрители из немых свидетелей становятся соучастниками и получают свое первое письмо. В постановке много пауз, во время которых зрители могут переосмыслить происходящее. В результате актеры не только говорят, но и слушают, а вокруг них возникает не только нечто видимое, но и нечто слышимое. Под довольно монотонное пение и звон колокольчиков в некоем сомнамбулическом трансе происходит по-настоящему глубокое погружение в происходящее на сцене.
В постановке Андрея Слепухина правдоподобие второстепенно и не имеет особого значения. Актеры практически не показывают эмоций. Чувствуется теплота, близость, потом отстраненность. Но все это проявляется неярко, без страстей и борьбы. Даже стихи произносятся без пафоса. Все обстоятельства происходящего вводятся через реплики. При этом и ответные реплики в итоге сконцентрированы в одном персонаже. Так Ингеборг и Пауль становятся красноречивым отражением друг друга, облаченным в собственное эхо.
В течение всего спектакля сохраняется давящая, напряженная атмосфера. И это не только результат несбывшейся в реальности любви. За романтической историей скрыты исторические события и непростая жизнь персонажей, в которой были и обвинения в клевете, и как результат: психическое заболевание.
В постановке «Дай найти слова» реальное сближение влюбленных – секунда в невозможности. С одной стороны, они и так вместе, а с другой — живут в разных городах, с другими людьми. Ингеборг пишет, что записка, которую Пауль вложил в ее медальон, никуда не затерялась, хотя в медальоне ее давно больше нет; что она думает о Пауле и все еще слышит его. Голос, в котором нет ничего, кроме смысла, внимательному слушателю легче понимать. И возможно, поэтому, несмотря на всю амбивалентность чувств двух творческих людей, по замыслу режиссера в финале они все же уходят, взявшись за руки, оставляя у зрителей ощущение торжественного многоточия.
Автор: Инна Зайцева