Е. Ронгинская, Clever culture, 15.03.2019
ТЮЗ имени А.А. Брянцева ведет активный диалог с современностью: все больше постановок авторов XXI века появляется в репертуаре театра. Работают с современной литературой молодые режиссеры, прекрасно чувствующие настоящее. На этот раз театр обратился к повести Евгения Водолазкина «Близкие друзья», написанной в 2015 году. Писатель, самобытно анализирующий исторический процесс, — номинант премии «Большая книга» за романы: «Лавр» и «Авиатор». В повести «Близкие друзья» автор сконцентрировался на событиях жизни трех немецких друзей, происходящих на стыке XX и XXI веков. Поразительная история, основанная на реальных событиях, рассказывает о странствиях главного героя по российским городам с цинковым гробом друга во время второй мировой войны.
Режиссер спектакля Елизавета Бондарь училась в ГИТИСе на курсе Д.А. Бертмана. Долгое время была главным режиссером Северского музыкального театра. Молодой режиссер активно выпускает спектакли по всей стране, участвует в лабораториях современного театра. В премьерном спектакле Елизавета Бондарь поразмышляла о том, как беспощадно влияние войны на человека и о необходимости осмысления своего бытия.
Автором инсценировки спектакля является Юлия Поспелова, переработавшая прозаический материал, охватывающий целую эпоху жизни людей, в динамичную драму. Яркие эпизоды жизни героев даны не в хронологическом порядке, а в виде воспоминаний, что позволяет в масштабе осмыслить текучесть времени и сиюминутность чувств.
Сценографическое пространство спектакля до мелочей продумано Сергеем Илларионовым, поместившим людей в определенную оранжерею. Зрители находятся внутри стеклянной коробки, а артисты – по другую сторону, перемещаясь по ее периметру. Зрители могут выбрать удобную для себя точку зрения, следя за артистами. Стеклянная преграда – некая искусственная третья стена — создает иллюзию подглядывания, непосредственной близости к ситуации. В то же время она слегка искажает события: герои настоящего, вспоминая туманные картины своего прошлого, вглядываются сквозь стекло и видят самих себя в молодости, пытаясь заново взглянуть на свою жизнь. Их воспоминания ситуативны и изменчивы.
Звуковое и музыкальное оснащение спектакля создано композитором Николаем Поповым. Звук подается через динамик, усиливается через микрофоны. Это создает некую потусторонность происходящего, определенную степень отстраненности, противоположную пространственной близости. Человек расщепляется на составляющие: голос отделяется от изображения, что акцентирует важность как визуального, так и аудиального восприятия. Так же этот прием работает на смысл и подчеркивает небытовое существование людей, находящихся в мороке воспоминаний, войны, боли и любви.
Каждая сцена рисует определенный эпизод жизни героев: прошлое, настоящее и будущее перемешены. Разлагая время на составляющие и смешивая их, режиссер добивается ощущения взаимопроникновения временных пластов и быстротечности происходящего. Неуловимое настоящее проходит сквозь пальцы, как песок. Человек изначально смертен, он рождается, обреченный на умирание, в чем и заключается масштабность и трагедийность появления на свет.
Тема смерти пронизывает спектакль: сакральным местом действия становится кладбище Мюнхена, где главные герои с детства проводят много времени и клянутся друг другу, что будут вместе похоронены. Вся дальнейшая жизнь героев – доказательство того, что клятвы о смерти, как это не парадоксально, помогают держаться за жизнь.
Эпизоды второй мировой войны – яркие воспоминания главного героя Ральфа. Феноменально, что человек, испытывая боль, не может находиться в настоящем времени – на войне юноша живет воспоминаниями прошлого, в старости – событиями войны. Прошлое всегда оказывается чем-то гораздо более цельным и ценным для человека, неудовлетворенного своей жизнью. Настоящее неощутимо и неуловимо, лишь время способно уложить события в удобные, но субъективные конструкции. Зрители вместе с героями погружаются в прошлое, сталкиваясь с картинами жизни героев.
Ральфа и Эрнестину играют в двух временных ипостасях: юности и старости. Ральф XXI века решает совершить путешествие в Россию – еще раз пройти тот путь, который он проделал 60 лет назад. Вглядываясь в запотевшее окно поезда, герой Николая Иванова видит бескрайнее поле, по которому он в течение долгого времени возил гроб с телом своего умершего друга. Ральф едет искупить чувство вины и попрощаться с главным событием своей жизни. Уставший, сконцентрированный на своем прошлом герой пытается понять, чем для него была война. Артист рисует трагический образ человека, для которого чувство вины становится важнее собственной жизни и жизни любимой женщины. Он пытается найти оправдание тому, зачем он воевал и не находит ответа.
Молодого Ральфа играет Константин Федин. Саркастичный, жизнерадостный юноша сломлен и изменен войной. Страшная потеря друга дает Ральфу силы к жизни: он ставит себе цель доставить гроб с телом Ханса на родину, желая не просто выполнить клятву, но и найти цель своего существования. Удивительная связь таких противоположных понятий, как жизнь и смерть, становятся главной в этом спектакле.
Ханса играет Иван Стрюк: чуткий и ранимый герой не может вынести ужасов войны и погибает. Он – некий ангел-хранитель Ральфа, сопровождающий его. Общение Ральфа с Хансом напоминает паранойю, но с другой стороны позволяет главному герою цепляться за жизнь. Привыкнуть к убийству людей – вещь, которую неспособно вынести сознание человека. Война погружает персонажей в спасительное облако тумана, позволяющее не сойти с ума. Упертый, собранный, целеустремленный Ральф – единственный, кто может выполнить клятву и пойти до конца.
Яркая индивидуальность и притягательность Эрнестины (Анна Слынько), девушки, в которую влюблены оба друга, так же дает Ральфу необходимый стимул для жизни. Она – воплощение стихии и воинственности, фатальная женщина, которая способна получать удовольствие от жизни и не рефлексировать. Жизнь с Ральфом меняет ее: Эрнестину XXI века играет Надежда Шумилова – заботливая, нежная женщина всеми силами пытается отговорить Ральфа от идеи путешествия по России, но сдается под его напором. Перерождение чувственности в любовь – важный смысловой момент для становления характера героини.
Персонажей, которые встречаются на пути жизни героев, играют Борис Ивушин и Ксения Мусатенко. Внимательный врач, лицемерный менеджер по туризму, отвратительный Аймтербоймер, пафосный генерал Кайзер – оказывают влияние на характер и поступки персонажей. Гротесковая сцена рождественского ужина, когда все герои сидят в заячьих масках, прекрасно подчеркивает, как люди одиноки и далеки друг от друга. Но не только чужая душа – потемки, подчас человек не знает, что ему ожидать от самого себя…
Важность преемственности поколений подчеркивается с помощью образа Брунехильды в исполнении Ксении Мусатенко. Женщина отдает дань памяти похороненным на одном кладбище героям, оказываясь тем человеком, для которого история их жизни животрепещуща и важна. Чувство благодарности и веры – важный маяк, который помогает человеку выстоять. Не так важно, кто ты по национальности, — немец или русский – чувства, испытываемые людьми на войне, — одинаковы. Война стирает индивидуальность, делает людей похожими друг на друга. Невозможность сопротивления историческому процессу заставляет человека переродиться, и лишь истинное принятие себя способно залечить душевные раны и обрести потерянный рай.
Елизавета Ронгинская