Елена Шарова, VictoryCon, 03.03.2025
Счастье как способ путешествия
Задорный, неунывающий Конек-горбунок, который всегда спешит на помощь, хрупкая, нежная Офелия, не вынесшая жестокости немилосердного мира, своенравная, независимая Кошка, которая гуляет сама по себе, сильная девочка Настя, в образе которой, кажется, сосредоточена вся душевная боль людей, переживших блокаду – все это и еще много сверх того персонажи, в которых вдохнула жизнь, которым отдала тепло своего сердца и жар огромного таланта народная артистка РФ Ирина Соколова.
«Счастливые дни Соколовой Ирины» — первая премьера ТЮЗа имени А. А. Брянцева в 2025 году и первое мероприятие в рамках празднования юбилея народной артистки России.
Сложно дать четкое определение спектаклю, который в честь этого события поставил лауреат Государственной премии РСФСР имени К. Станиславского Геннадий Тростянецкий – его постановки не раз становились значительными событиями в истории театральной России. Это не бенефис прославленной актрисы, не творческая встреча и не торжественный капустник с поздравительными речами и букетами. Геннадий Рафаилович остается верен себе и создает спектакль, не только позволяющий зрителю необычайно остро на себе прочувствовать те радости и печали, беды и триумфы, наполнившие непростую жизнь артистки, но приглашает поразмышлять над тем, что же дает человеку силы не просто пережить трагические времена, но и сохранить в душе нежное пламя доброты, любви и вдохновения. Какая ответственность лежит на людях, обладающих волшебным даром перевоплощения, способных словом зажечь в человеческих сердцах ответный огонек сопереживания? Что объединяет нас – таких разных: по возрасту, пристрастиям, характеру, разуму, образу жизни?… Как связаны судьба человека и время, накладывающее отпечаток не только и не столько на лицо, но на душу, жизнь, наши решения, выбор и характер?
В результате более чем 30-ти часов разговоров с актрисой, ее коллегами, родными и близкими сложилось уникальное по откровенности и искренности полотно, в котором сцена становится продолжением реальности, а реальность — частью искусства. Полотно, в котором трагические или счастливые события в судьбе Ирины Леонидовны переплетаются, рифмуются с эпизодами ее театральной жизни.
А судьба эта была полна как самых горестных, так и необыкновенно радостных страниц – как у всех детей, родившихся и выросших в огне пожаров и боли Второй мировой войны: в ней есть совсем недетские воспоминания о блокадном Ленинграде. О том, как в битком набитом грузовике, вывозящем людей из осажденного города по Дороге жизни, ее маме кричали: «Выброси ребенка, он все равно умирает!» О том, как три женщины – мама, ее сестра и бабушка выхаживали хрупкую девочку, не умевшую встать на слабые ножки до трех лет…
Они, эти горькие воспоминания всплывут в беспощадной памяти спустя годы, когда Ирина сыграет в спектакле Вениамина Фильштинского «Жила-была девочка» одну из главных своих ранних ролей – маленькой Насти, оставшейся в блокаду без родителей. Об актрисе, безупречно слышащей каждую ноту жестокого существования и не сфальшивившей ни единым звуком, критики писали: «Какую нужно иметь беззаветность, какую веру в строгий смысл настоящего искусства, чтобы минута за минутой так раскрывать со сцены историю Настеньки: неустанно давая ей вполне жить своей детской жизнью – хлопотливой, забавной – и одновременно предвидя, предслыша жестокое дыхание судьбы в любом ее движении и слове».
Но это потом, а пока – первая роль в пять лет: трогательный гномик в спектакле Мурманского драматического театра «Золушка», подававший прекрасной Золушке – маме изящные бальные башмачки. Первая роль – и первый такой желанный для военного ребенка гонорар: необыкновенно вкусная розовая конфета.
Ей было суждено стать актрисой: и не только потому, что она росла в театральной семье – есть же люди, интуитивно, сердцем, вдохновенной душой понимающие свое предназначение.
Не символично ли, что первую свою главную роль она получила в легендарном спектакле «Конек- Горбунок» — в далеком 1922 году этой постановкой новорожденный ТЮЗ громко заявил о себе. Гибкий, пластичный и задорный верный друг Иванушки – Николая Иванова – Конек умел появляться в самую трудную минуту и скромно исчезать, если помощь не требовалась. Ему верили. Ему сопереживали. Его любили. Такого друга хотели иметь все.
Преданный, мудрый, отважный волшебный Конек-Горбунок, бойкий, предприимчивый Кот, обхитривший страшного Людоеда ради своего нерасторопного хозяина, обиженный на весь мир мальчик Гена, играющий на скрипке, одинокий, как одиноки порой бывают дети, когда никто не воспринимает их мечты и фантазии всерьёз. Вступающий в нелегкую жизнь после детства Дюшка, которого настиг тот самый прекрасный момент, когда в душе просыпаются бабочки, а соседская девчонка оказывается самой лучшей девчонкой на свете – и точной копией возродившейся Натали Гончаровой-Пушкиной. И, конечно, хрупкая девочка Настенька, коротающая блокадную новогоднюю ночь в разбомбленном доме.
Это лишь неизмеримо малая часть образов, созданных Ириной Соколовой, в результате удивительной работы режиссера и всей постановочной команды выбранных, чтобы дать нам почувствовать уникальность таланта Ирины Леонидовны и – так или иначе перекликающихся с эпизодами реальной жизни актрисы.
Актрисы, на ролях которой выросло не одно поколение петербуржцев, человека, умеющего достучаться до сердца самого главного зрителя на свете – детей, знающего, как дать понять тем, кто только стоит на пороге взрослой жизни, что такое добро и справедливость. Почему так важно вовремя прийти на помощь, с чем должно выйти в большой мир, чтобы он улыбнулся тебе в ответ – не это ли, возможно, самая главная роль? И зачем, собственно, вообще существует театр, коль скоро на его подмостках существует и царствует пленительный обман воображения и фантазии? Потому так уместно возникает в постановке острый диалог между героями о том, а нужен ли этот лукавый мир вымыслов и притворства, и каким он должен быть.
Спектакль «Счастливые дни Соколовой Ирины», как, в общем-то, все постановки Геннадия Тростянецкого, что бы ни являлось их первоосновой и поводом, хочется пересматривать вновь и вновь, перелистывая их фрагменты как страницы мудрой книги, к которой возвращаешься, взрослея, чтобы найти то, что не увидел поначалу – по молодости и торопливости. Премьера ТЮЗа – не исключение. Для этого здесь сложилось все: музыка, придающая сценам глубину и выразительность (музыкальный руководитель Борис Бирман), скупой уместный видеоряд в черно-белых цветах старой кинохроники (видеохудожник Кирилл Лозовягин), возникающие с двух сторон молчаливые свидетели длинной разнообразной жизни – такие, как зингеровская швейная машинка, и, конечно, фрагмент бархатного красного занавеса, жаркий отсвет крыльев которого осеняет жизнь Ирины Соколовой (художник-постановщик Стефания Граурогкайте).
Ответа на тот самый вопрос, а что же нас объединяет, в этом случае искать не приходится – на сцену в спектакле вышли три поколения актерского братства: это совсем молодой Владимир Морозков. Софья Шершнева и Татьяна Алпатова достойно сыграли фрагменты тех спектаклей, в которых блистала Ирина Леонидовна. Это заслуженные и заслуженно любимые Наталья Боровкова — задающая тон всему спектаклю Бабушка – генералиссимус, Надежда Шумилова, Борис Ивушин – в роли режиссера Зиновия Корогодского, каждый спектакль которого становился событием, Сергей Жукович, Сергей Надпорожский, Кирилл Таскин, Сергей Шелгунов – педагог и единомышленник Александра Александровича Брянцева, учитель Ирины Соколовой Леонид Меркурьев. И, конечно, особая радость зрителей – сама Ирина Леонидовна.
Так в чем же счастье, заключенное в названии постановки? Счастье…. А это, знаете, как посмотреть: кто-то видит осеннюю слякоть и досадные лужи под ногами, а кто-то – дивное небо, в них отражающееся. Кто-то тащит за собой из прошлых дней, как из захламленного чулана чемодан обид и разочарований, а кто-то, переворошив кутерьму прошедших дней, намотает на ус все полученные уроки жизни, и, поблагодарив, двинется дальше – налегке и с необременительным багажом новых знаний и впечатлений.
Не потому ль, не от этой ли легкости сердечной у таких людей вырастают за спиной вдохновенные крылья, подобные тем, во что превратились звонкие копытца Конька-горбунка в финале спектакля?
Говорят, счастье – это не пункт назначения, а способ путешествия, умение получать удовольствие от всего, что встретится на пути. Похоже, Ирина Леонидовна как раз из таких странников! Присоединяйтесь!