Трудно быть богом. А человеком — еще труднее

Елизавета Ронгинская, Clever culture, 19.03.2025

ТЮЗ имени Брянцева — театр-завоеватель, покоряющий новые пространства в стремлении рассказать как можно большему количеству людей о том, что такое русская психологическая школа и традиции театра Корогодского. Театр активно работает над выстраиванием международных связей с другими странами и с увлечением погружается в исследование новых интернациональных сюжетов. Новый спектакль — «Легенда о Гильгамеше» — прекрасное тому доказательство. Русско-турецкая команда во главе с режиссером Бирканом Гёргюном обратилась к сказаниям, которые создавались на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э., на аккадском языке клинописью на глиняных табличках. Этот древнейший эпический текст содержит в себе рассказ о странствиях царя шумерского города Урука в поисках бессмертия, а на самом деле — истины. Невероятная сценография, фантастические костюмы и сложный грим, а главное — игра актеров, рисуют объемную историю, в которой мифология сливается с реальностью. Увидеть следующий спектакль можно будет 18 апреля.

Если ты испытываешь боль — танцуй, рисуй, пой, играй, пиши. Выражай ее разными способами, не замыкаясь в себе. Так ты спасешься. Если ты хочешь понять себя — действуй, не существуй в монологе, узнавай жизнь. Лишь в соприкосновении с ней ты сможешь понять, что для тебя значимо. Учись созерцанию и не бойся одиночества. Ведь самая главная схватка, которая предстоит каждому, — разговор с собственной душой.

В такое сакральное путешествие отправляется Гильгамеш, царь города Урук. Воссоздаваемые на сцене события своей дальностью уходят в 17 в д. н. э, но это не вызывает вопросов — темы, которые волнуют персонажей, абсолютно современны. Заслуженный артист России Борис Ивушин играет Гильгамеша, который проходит определенный этап взросления. Имя «Гильгамеш» переводится как «взрослый ребенок», и, в конце концов, это существование на грани возрастных категорий оказывается преодолено. Персонаж приходит к осознанию ответственности за свою жизнь и жизнь своего города, разрешает себе быть сильным и слабым, мудрым и глупым, чувственным и рациональным. Позволяет себе сомневаться и совершать самостоятельный выбор, опираясь на свои моральные ценности. На протяжении всего приключения (как верно именно так называть события своей жизни — а не испытания или страдания!) герой закаляет душу, выкристаллизовывает главное для себя. Из сильного и бесстрашного царя, как его именуют в народе, превращается в близкого и понимающего человека, истинного правителя. Борис Ивушин исследует миф со стороны, в то же время глубоко погружается в характер полубога, во всем многообразии являет противоречия его образа.

Артистам премьерного спектакля «Легенда о Гильгамеше» удается работать в плоскости психологического исследования душ героев и одновременно с этим создавать метафорические образы. В этом помогают костюмы, созданные художником Елизаветой Пискуновой. Каждый из них выполнен в особой технике и подчеркивает смысловые характеристики каждой роли. Зритель наблюдает за оживающей на глазах картиной: боги пьют вино и шутят, из лука охотника летит стрела, а люди, облаченные в совершенно иные одеяния, смеются и плачут, говорят высоким поэтическим слогом о смысле жизни и своих сиюминутных переживаниях. Режиссер превратил персонажей шумерского эпоса в близких и понятных героев зрителям 21 века, оправдал их поступки, показал глубины отчаяния, в которые они погружаются, силу радости единения, которая возникает. Рассказал о взаимоотношениях с богами, которые знают, какие испытания предстоят людям, но сами не ведают, как те с ними справятся. Власть имеет границы в отличие от того, как может повести себя человек. Путей много. И каждый открывает свою правду.

Гильгамеш встречает Энкиду, который, думается, был послан как попытка усмирить гордыню царя. Гильгамеш побеждает в схватке, но вспоминает мудрые слова матери — богини Нинсун (Анна Дюкова) и решает не убивать дикаря а стать ему другом. Так он впервые понимает, что происходящие с ним события не всегда имеют прямой результат, а могут служить для каких-то более глубинных целей. Гильгамешу был послан друг и когда он открывает в себе, что такое человеческая привязанность и любовь, друг умирает. Так Гильгамеш познает, что такое родство душ. И этот опыт наполняет его сердце счастьем и болью, упоением и горем. В попытке пережить эти чувства, Гильгамеш отправляется на поиски бессмертия, считая, что именно это поможет людям стать счастливыми и избавит их от страданий. Но бессмертие лишает радости жизни и возможности ценить каждый момент, оно делает человека неуязвимым, но равнодушным к событиям мира (в образе Утнапиштима, человека, обретшего бессмертия, предстает Владимир Чернышов). Гильгамеш отказывается от бессмертия, оказываясь готовым быть обыкновенным человеком.

О том, что быть человеком — это благо, Гильгамешу говорит его друг Энкиду, не имеющий ни родства, ни четкой принадлежности к божественному или человеческому. Егор Погасий играет создание, которое послано в этот мир с определенной миссией. Но он тоже приходит к осознанности и желает быть не функцией, а самоцелью. Артист глубоко и пронзительно погружается в образ человека, наполненного пустотой и желающего обрести себя. Одинокий и всегда стоящий в стороне, он жаждет любви, поэтому совершает невероятные подвиги, чтобы его назвали братом и сыном. Как ценно то, что есть у каждого из нас! Как важно это бережно хранить и не забывать! Смерть Энкиду позволяет Гильгамешу вновь встретиться с самим собой и побороть в себе страхи и сомнения. Иногда что-то нужно принести в жертву, чтобы познать истину. Взойти на Голгофу, чтобы спасти душу кого-то другого. Но это уже совсем иная история. Или нет?



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика