Театр юных зрителей имени А. Брянцева представил премьеру спектакля «На рассвете»

Елена Шарова, VictoryCon, 06.03.2025

За каждой ли ночью приходит рассвет?

Театр юных зрителей имени А. Брянцева приглашает на … киносеанс!

И не просто приглашает, но и раздает на входе билетики в престижный кинотеатр Маjestic, куда в золотую эпоху Голливуда мечтали попасть киноманы, дабы засветиться на громких премьерах и светских показах.

Кинотеатр вмещал полторы тысячи страждущих, но – вот ирония! – спектакль идет на малой сцене театра, а от восхитительного кинозала на сцене – пара десятков потертых стульев, унылые темные стены, облезлый реквизит и лезущая отовсюду труха – пепел рассыпавшегося в прах, сгоревшего в этих стенах великолепия, пыль отлетевших лет (художник – Николь Кламперт).

Здесь все напрямую связано с кино, с его пленительным, но нередко оборачивающимся жестокой стороной обманом, с его ложной роскошью, иллюзией успеха. С его коротким веком славы и стремительным падением в безвестность. Здесь все в прошлом и все – обман и игра. Спектакль создан по мотивам известного фильма Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», но к его кинематографической откровенности режиссер Тимур Кулов добавил ту самую иносказательность, театральную условность и недоговоренность, которая делает театр живым, будоражащим мысль, и оставляет место размышлениям и воображению зрителей.

«Несколько лет назад я посмотрел фильм Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн» и увидел в нем большой театральный потенциал. Такого никто никогда не ставил. Я понял, что это надо делать. Потом понял, где, потому что в ТЮЗе есть актрисы, которые могут это делать: Антонина Введенская и Татьяна Ткач, — рассказывает Тимур. — История родилась на уровне идеи, мне захотелось инсценировать ее, но это не прямой фильм. Она немного самостоятельная получается: мы начали уходить дальше. Сложилась тема про актёров, про двух сестёр, которые на закате жизни стали никому не нужны и живут в большом особняке в Лос-Анджелесе, проводя время в пустоте, в безвестности. Страшно ненавидят друг друга, строят друг другу козни. Это история столкновения амбиций, несостоявшихся судеб.

Но в то же время в процессе работы мы поняли, что это в то же время история про уход масштаба, уход величественного в театре, в кино. Масштаб актёра, режиссёра, чего-то большого, грандиозного, мощного — этого сейчас нет, утеряно. Все стало довольно сиюминутно, сжато в меньший размер. Действие происходит в заброшенном кинотеатре Majestic — когда-то величественном, но теперь там был по нашему замыслу пожар, и он заброшен.

Конечно, это история не про Голливуд и, надеюсь, зрители это поймут. Мы все равно пропускаем ее через себя, в себе, про себя, о себе: а в финале спектакля сестры возвращаются в место, где им было лучше всего – в кинотеатр. От частного мы идем к более глобальному, хотя есть в их отношениях и зависть и ненависть. Но о чем они скучают больше всего – так это о золотом веке Голливуда, веке масштабного кино, когда была дистанция между актером и зрителем.

А зритель должен прийти с одним, смотреть с другим, уйти с третьим: в процессе спектакля должны меняться не только актеры, но и зрители. Но если финал трагический, это не значит, что публика уйдет опечаленной: как говорил один известный режиссер, что ни ставь – трагедию, комедию, драму – лишь бы не было скучно. Когда закрывается занавес, у героев истории уже не остается времени, а у зрителя – есть. А как он им распорядиться – не знаю…»

Довольно будничное название «На рассвете» имеет интригующий подзаголовок «Тайна семьи Хадсон»: на самом деле заявленный в этом психологический триллер о проблемах — тайнах, заставляющих возвращаться в детство, оборачивается гораздо более серьезной стороной. Действо идет лишь ночь, а на рассвете наступает предельная ясность, шокирующая развязка и уже безнадежный – в этом случае – итог событий.

На сцене по-настоящему живыми являются лишь воспоминания – и ложные надежды на счастливый исход. Джейн Хадсон (народная артистка РФ Антонина Введенская) — некогда прелестный белокурый и несчастный ангел, купающийся в лучах славы чудо-ребенок, обеспечивающий всю семью, постоянно подстегиваемый энергичным папой. Ангел вырос и стал никому не интересен – банально до ужаса. Но дело в том, что ангел вырос внешне, а по сути, остался прежним. Сойти с безумной дистанции, отказаться от сумасшедшей гонки, на которую некогда подтолкнул ее отец , она уже не может. Только вот ее до кошмарного отвращения жалкие попытки вернуть себе былую славу, понятно, обречены на полный провал, масштабы которого Джейн не может осознать разумом, затуманенным алкоголем и удручающей инфантильностью. Она общается в раз и навсегда усвоенной детской манере любимицы семьи и публики – сюсюкая и лопоча. Она навсегда осталась марионеткой – дергающего за ниточки отца, публики, давно забывшей ее: но Джейн этого не понимает, не хочет понять. Недаром в ее детских воспоминаниях роль маленькой Бэби Джейн «играет» кукла – предприимчивый папаша резво наладил их производство: «Купите себе свою личную Бэби Джейн всего за три с чем-то доллара!» Неудачница во взрослой жизни она все же сыграет талантливо и убедительно одну роль – своей сестры, в детстве серой мышки Бланш, которую так ненавидит и презирает, которой так завидует сейчас. Сыграет на интуиции, когда пришла нужда.

А не хватающая звезд с неба Бланш (заслуженная артистка РФ Татьяна Ткач), меж тем, взрослея, заменила отпавшую сестру на олимпе родительской гордости: вот она реально стала кинозвездой, в фильмах которой согласно ее контракту давали роли и Джейн. Из жалости? Из глубоко затаенной в сердце подростковой обиды на когда-то издевавшуюся над ней сестру? Из желания лишний раз продемонстрировать свою состоятельность на кинематографической стезе и тем самым побольнее уколоть Джейн? Ведь Бланш, прикованная к инвалидному креслу, до сих пор остается «на коне»: фильмы с ее участием и поныне пользуются успехом, а говорливая новая соседка несет цветы именно ей, а не взбешенной этим вопиющим фактом Джейн. Она и внешне представляет разительный контраст с бездарно изображающей девочку Джейн: спокойная, уравновешенная, достойно осознающая свое положение красивая, элегантная дама. Величавая, несмотря на кресло и неподвижность. До тех пор, пока действо, стремительно набирая обороты, не понесется к своему закономерному печальному финалу. Именно она окажется хранительницей той самой безрадостной тайны, которая так резко разделила жизнь сестер на до и после: но об этом зрители должны узнать сами – придя на спектакль.

Не могу не отметить прекрасную игру двух молодых актеров Анастасии Малаховой и Глеба Борисова: без них актерский ансамбль был бы неполным и не таким выразительным. Их виртуозное перевоплощение — в энергичного Отца и безропотную Мать Хадсонов, застенчивого пианиста Эдвина Флагга, затюканного деспотичной мамашей, в решительную служанку Элвайру, в чрезмерно настойчивую и настырную соседку сестричек и даже в парочку крыс, уютно устроившихся в старом облезлом кинотеатре – заслуживает всяческого уважения и аплодисментов.

Вообще же, в спектакле нет положительных или отрицательных героев. В свое время лента Роберта Олдрича дала толчок к развитию поджанра геронтологического триллера — психо-бидди: в нем история закручивалась вокруг неуравновешенных женщин преклонных лет. Тимур Кулов шагнул намного дальше и копнул намного глубже: почему происходит так, что мы никак не можем услышать самых близких и родных людей, не можем понять и принять их – со всеми недостатками и достоинствами. В чем заключается наше истинное счастье, и надо ли приносить ему в жертву простые человеческие чувства – любовь, нежность, достоинство.

Ответы придут на рассвете: и Джейн, обняв колени Бланш, расскажет своей сестре сказку о том, как прекрасно они заживут, ведь все еще возможно – это как в кино, где есть хэппи-энд и монтаж. Два самых близких и родных человека, которые никак не могли понять, насколько они дороги друг другу. А поняли это, когда стало слишком поздно…



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика