Warning: Use of undefined constant glas - assumed 'glas' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/u2475080/data/www/tyuz-spb.ru/wp-content/themes/tyuz-spb/header.php on line 20

Театр юных зрителей имени А. Брянцева представил премьеру спектакля «На рассвете»

Елена Шарова, VictoryCon, 06.03.2025

За каждой ли ночью приходит рассвет?

Театр юных зрителей имени А. Брянцева приглашает на … киносеанс!

И не просто приглашает, но и раздает на входе билетики в престижный кинотеатр Маjestic, куда в золотую эпоху Голливуда мечтали попасть киноманы, дабы засветиться на громких премьерах и светских показах.

Кинотеатр вмещал полторы тысячи страждущих, но – вот ирония! – спектакль идет на малой сцене театра, а от восхитительного кинозала на сцене – пара десятков потертых стульев, унылые темные стены, облезлый реквизит и лезущая отовсюду труха – пепел рассыпавшегося в прах, сгоревшего в этих стенах великолепия, пыль отлетевших лет (художник – Николь Кламперт).

Здесь все напрямую связано с кино, с его пленительным, но нередко оборачивающимся жестокой стороной обманом, с его ложной роскошью, иллюзией успеха. С его коротким веком славы и стремительным падением в безвестность. Здесь все в прошлом и все – обман и игра. Спектакль создан по мотивам известного фильма Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», но к его кинематографической откровенности режиссер Тимур Кулов добавил ту самую иносказательность, театральную условность и недоговоренность, которая делает театр живым, будоражащим мысль, и оставляет место размышлениям и воображению зрителей.

«Несколько лет назад я посмотрел фильм Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн» и увидел в нем большой театральный потенциал. Такого никто никогда не ставил. Я понял, что это надо делать. Потом понял, где, потому что в ТЮЗе есть актрисы, которые могут это делать: Антонина Введенская и Татьяна Ткач, — рассказывает Тимур. — История родилась на уровне идеи, мне захотелось инсценировать ее, но это не прямой фильм. Она немного самостоятельная получается: мы начали уходить дальше. Сложилась тема про актёров, про двух сестёр, которые на закате жизни стали никому не нужны и живут в большом особняке в Лос-Анджелесе, проводя время в пустоте, в безвестности. Страшно ненавидят друг друга, строят друг другу козни. Это история столкновения амбиций, несостоявшихся судеб.

Но в то же время в процессе работы мы поняли, что это в то же время история про уход масштаба, уход величественного в театре, в кино. Масштаб актёра, режиссёра, чего-то большого, грандиозного, мощного — этого сейчас нет, утеряно. Все стало довольно сиюминутно, сжато в меньший размер. Действие происходит в заброшенном кинотеатре Majestic — когда-то величественном, но теперь там был по нашему замыслу пожар, и он заброшен.

Конечно, это история не про Голливуд и, надеюсь, зрители это поймут. Мы все равно пропускаем ее через себя, в себе, про себя, о себе: а в финале спектакля сестры возвращаются в место, где им было лучше всего – в кинотеатр. От частного мы идем к более глобальному, хотя есть в их отношениях и зависть и ненависть. Но о чем они скучают больше всего – так это о золотом веке Голливуда, веке масштабного кино, когда была дистанция между актером и зрителем.

А зритель должен прийти с одним, смотреть с другим, уйти с третьим: в процессе спектакля должны меняться не только актеры, но и зрители. Но если финал трагический, это не значит, что публика уйдет опечаленной: как говорил один известный режиссер, что ни ставь – трагедию, комедию, драму – лишь бы не было скучно. Когда закрывается занавес, у героев истории уже не остается времени, а у зрителя – есть. А как он им распорядиться – не знаю…»

Довольно будничное название «На рассвете» имеет интригующий подзаголовок «Тайна семьи Хадсон»: на самом деле заявленный в этом психологический триллер о проблемах — тайнах, заставляющих возвращаться в детство, оборачивается гораздо более серьезной стороной. Действо идет лишь ночь, а на рассвете наступает предельная ясность, шокирующая развязка и уже безнадежный – в этом случае – итог событий.

На сцене по-настоящему живыми являются лишь воспоминания – и ложные надежды на счастливый исход. Джейн Хадсон (народная артистка РФ Антонина Введенская) — некогда прелестный белокурый и несчастный ангел, купающийся в лучах славы чудо-ребенок, обеспечивающий всю семью, постоянно подстегиваемый энергичным папой. Ангел вырос и стал никому не интересен – банально до ужаса. Но дело в том, что ангел вырос внешне, а по сути, остался прежним. Сойти с безумной дистанции, отказаться от сумасшедшей гонки, на которую некогда подтолкнул ее отец , она уже не может. Только вот ее до кошмарного отвращения жалкие попытки вернуть себе былую славу, понятно, обречены на полный провал, масштабы которого Джейн не может осознать разумом, затуманенным алкоголем и удручающей инфантильностью. Она общается в раз и навсегда усвоенной детской манере любимицы семьи и публики – сюсюкая и лопоча. Она навсегда осталась марионеткой – дергающего за ниточки отца, публики, давно забывшей ее: но Джейн этого не понимает, не хочет понять. Недаром в ее детских воспоминаниях роль маленькой Бэби Джейн «играет» кукла – предприимчивый папаша резво наладил их производство: «Купите себе свою личную Бэби Джейн всего за три с чем-то доллара!» Неудачница во взрослой жизни она все же сыграет талантливо и убедительно одну роль – своей сестры, в детстве серой мышки Бланш, которую так ненавидит и презирает, которой так завидует сейчас. Сыграет на интуиции, когда пришла нужда.

А не хватающая звезд с неба Бланш (заслуженная артистка РФ Татьяна Ткач), меж тем, взрослея, заменила отпавшую сестру на олимпе родительской гордости: вот она реально стала кинозвездой, в фильмах которой согласно ее контракту давали роли и Джейн. Из жалости? Из глубоко затаенной в сердце подростковой обиды на когда-то издевавшуюся над ней сестру? Из желания лишний раз продемонстрировать свою состоятельность на кинематографической стезе и тем самым побольнее уколоть Джейн? Ведь Бланш, прикованная к инвалидному креслу, до сих пор остается «на коне»: фильмы с ее участием и поныне пользуются успехом, а говорливая новая соседка несет цветы именно ей, а не взбешенной этим вопиющим фактом Джейн. Она и внешне представляет разительный контраст с бездарно изображающей девочку Джейн: спокойная, уравновешенная, достойно осознающая свое положение красивая, элегантная дама. Величавая, несмотря на кресло и неподвижность. До тех пор, пока действо, стремительно набирая обороты, не понесется к своему закономерному печальному финалу. Именно она окажется хранительницей той самой безрадостной тайны, которая так резко разделила жизнь сестер на до и после: но об этом зрители должны узнать сами – придя на спектакль.

Не могу не отметить прекрасную игру двух молодых актеров Анастасии Малаховой и Глеба Борисова: без них актерский ансамбль был бы неполным и не таким выразительным. Их виртуозное перевоплощение — в энергичного Отца и безропотную Мать Хадсонов, застенчивого пианиста Эдвина Флагга, затюканного деспотичной мамашей, в решительную служанку Элвайру, в чрезмерно настойчивую и настырную соседку сестричек и даже в парочку крыс, уютно устроившихся в старом облезлом кинотеатре – заслуживает всяческого уважения и аплодисментов.

Вообще же, в спектакле нет положительных или отрицательных героев. В свое время лента Роберта Олдрича дала толчок к развитию поджанра геронтологического триллера — психо-бидди: в нем история закручивалась вокруг неуравновешенных женщин преклонных лет. Тимур Кулов шагнул намного дальше и копнул намного глубже: почему происходит так, что мы никак не можем услышать самых близких и родных людей, не можем понять и принять их – со всеми недостатками и достоинствами. В чем заключается наше истинное счастье, и надо ли приносить ему в жертву простые человеческие чувства – любовь, нежность, достоинство.

Ответы придут на рассвете: и Джейн, обняв колени Бланш, расскажет своей сестре сказку о том, как прекрасно они заживут, ведь все еще возможно – это как в кино, где есть хэппи-энд и монтаж. Два самых близких и родных человека, которые никак не могли понять, насколько они дороги друг другу. А поняли это, когда стало слишком поздно…



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика