Такая долгожданная встреча с собой

Елизавета Ронгинская, Clever culture, 21.12.2024

тюз
В ТЮЗе имени Брянцева случилась премьера — ошеломляющая, ритмически четкая, полная юмора и трепета нежных чувств. Спектакль «Первая любовь» по одноименной повести Ивана Тургенева поставила Галина Зальцман, хорошо известная петербуржцам. В премьерной постановке слышится каждый удар влюбленного сердца и утонченно, метафорично и живописно является мировидение героя, застрявшего в своих воспоминаниях. Болотце с камышами вскрывает всю болезненность и вязкость любви, из которой невозможно выбраться невредимым. Но так загадочно притягательна ее сила, что человек ныряет в этот омут с головой, безрассудно оставляя настоящее на берегу, как ненужное платье. Оголение чувств, признание своей слабости, ощущение невероятной силы наполняет персонажей премьерного спектакля.

Казалось бы, прошло 20 лет. Казалось бы, все в прошлом. Но нет. Любовь пронизывает существование. Она оставляет следы, которые невозможно стереть из памяти. Ожоги. Улыбки. Разочарования. Восторг. Боль. Полет. Предательство. Веру. Любовь как ветви дерева оплетает со всех сторон, лишает воли и власти, дарует единение, избавляя от одиночества. Балует намеком на счастье, а потом молниеносно забирает его, оставляя с опустошенной душой. Но так манко поддаться искушению и вновь испытать этот полет чувств…

16-летний Володя впервые встречается с любовью и она переворачивает его мир. Семен Толов (Богдан Коршунов) легко отправляется в это путешествие по исследованию души ребенка, так быстро становящегося взрослым. Артист прекрасно чувствует жанр и, являясь рассказчиком, оказывается смысловым контрапунктом истории. Семен Толов — артист интеллектуальный и предельно пронзительный, умеющий брать ответственность на себя и заполнять своим внутренним миром пространство сцены. В цветочном венке и с ружьем наперевес — он мальчик, становящийся мужем, молчаливый наблюдатель сшибающей с ног любви отца и Зинаиды.

Внешние события происходят очень быстро — как на перемотке, а переживания души мальчика акцентно выделены и замедленны. Работа режиссера Галины Зальцман и хореографа Максима Пахомова поражает невероятным чувственным началом и умением выстраивать драматургию и ритмику сцены. Художественное пространство рисует забытый во времени островок детства, где мир природы является одним целым с героем и отражает весь полет его души. Музыка Василия Тонковидова помогает максимально искренне прочувствовать глубину переживаний героев и агонию чувства. Нежное звучание «музыки ветра» наполняет воздушностью и невесомостью происходящие события, оттеняя жанр воспоминаний.

Взрослый Володя вспоминает свое детство будучи в возрасте отца, словно хочет осознать то, что было недоступно тогда. Он стремится понять отца — который оказался счастливым соперником в любви к Зинаиде. Взрослого Володю и отца Володи играет один и тот же артист — Денис Гильманов — и образы зеркалят друг друга, становятся одним целым — герои достигают гармонии, которой не было в их жизни. Володя хочет также понять себя — и соединиться с тем мальчиком, который так беззаветно и открыто полюбил, получил первую прививку серьезным чувством. В финальной сцене взрослый Володя смотрит на себя в юности сквозь марево прошедших лет — и благодарит, поддерживает, прощает себя, обещая грядущее счастье.

Очень важно, что это семейная история: драма разыгрывается в семье Володи, где каждая сторона треугольника испытывает свою глубину переживаний. Плюс, сюжет облачен в рамку — охотники вынимают из петли безумного влюбленного (в исполнении Глеба Борисова), который не может справиться с масштабом испытываемых чувств. Он тоже реципиент истории, тот, для кого ведется романтический рассказ, позволяющий примириться с болью. Любовь случается. Любовь проходит. Любовь остается в сердце. И так случается у всех. Это облегчает накал чувства, дает возможность посмотреть на себя со стороны. Старший делится опытом с младшим, который проходит обряд инициации. Младший понимает старшего и открывает в нем такого же человека, как и он. Люди становятся близки друг другу. И это стирает боль, обиду и безумие чувства, которое
разрушает существование человека.

В каждом герое живет юное горячее сердце, бьющееся бесподобно быстро при встрече с любимым человеком. Мать Володи искренне желает любви, но не может ее получить. Ее жизнь наполнена мучительной борьбой — неустанным контролем мужа. Янина Бушина погружается в боль своей героини, которая, несмотря на силу характера и имеющуюся власть над мужем, чувствует безумное одиночество и обиду. Отец в исполнении Дениса Гильманова, несмотря на кажущуюся независимость, подневольный человек, сопротивляющийся этому из всех своих сил, поэтому так отчаянно цепляющийся за свободу выбора объекта обожания. Он влюбляется всерьез, впервые для себя, и забывает о всех обязательствах, которые у него есть. Денис Гильманов ныряет в страстную натуру своего героя и обнажает его правду. Все представления о воле, любви и свободе рушатся при встрече с настоящим чувством. Он сломан и опустошен, впервые пойман в капкан любви.

что ей опротивела жизнь, которую она вынуждена вести. В паре с актрисой играет Ирина Волкова, и ее героиня полна нежности и глубины, смелости и порыва. Сметенная любовью, она готова на все ради любимого человека. Мать Зинаиды в исполнении Елизаветы Прилепской — воплощение мещанства, смешного и нелепого, но вызывающего жалость и сочувствие. Зинаида совсем не такая. Она хочет максимально проявить свою индивидуальность, найти смысл жизни, оторваться от своих корней. Троица кавалеров — гусар Беловзоров (Иван Стрюк), доктор Лушин (Никита Остриков) и граф Малевский (Даниил Лобов/Александр Бобровский) — выражают разные ипостаси чувственных проявлений. Они — послушные марионетки в руках кукловода Зинаиды. Но внезапно для самой себя она тоже погружается в океан любви, впервые понимая тех, кто любил ее.

Режиссер Галина Зальцман и хореограф Максим Пахомов вскрывают характеры персонажей через активные действенные сцены, наполненные символами. Так внутренние перепалки и отсутствие семьи подчеркиваются через словесный пинпонг «соль-масло», в которых мячиком оказывается никому не нужный Володя, застрявший между одиноких людей, волей судьбы ставших семьей, но не обретших счастье. Из этой вечной неудовлетворенности чувств в семье и рвется в счастье мятежный Володя, которому давно стала мала детская курточка. Он как змея меняет шкуру и взрослеет, с болью отрывая от себя все, что было дорого. Семен Толов играет юношу, который проживает личную и семейную драму, лишь спустя годы понимая, свидетелем каких событий он был. Понимание ситуации наполняет мудростью и его любовь переходит в иное качество.

Чеховские мотивы пронизывают спектакль — в прошлом остается гувернер Володи Жак-Жак (в исполнении Сергея Жуковича), жизнь которого наполнена любовь к своему, скорее всего, последнему воспитаннику. Забытый в доме Фирс отпускает мальчика во взрослую жизнь, оставаясь ни с чем. И в этом умении отпустить — самая высокая сила любви. Артист играет тонко и горько, вызывая искреннее сопереживание. Подстреленные вороны — карикатурные отсылки к «Чайке», история которой вторит сюжету спектаклю, инсценировку к которому написала Анна Гейжан.

В таком невероятном коктейле чувств зрители находятся почти в течение двух часов, не успевая осознать время и масштаб происходящих событий. Работа всей творческой команды вызывает уважение и восхищение, и сердце наполняется благодарностью за то, что о первой любви можно говорить столько современным языком, близким людям всех поколений.

Елизавета Ронгинская, Clever culture, 21.12.2024



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика