Сыграй свою судьбу

Людмила Безрукова, газета «Труд», 24.01.2025

Тридцать часов на интервью – это много или мало, чтобы поставить спектакль о жизни актрисы?

Режиссеру Геннадию Тростянецкому, известному постановками в разных российских театрах, лауреату нескольких премий, впору вручать приз за самое продолжительное «театральное» интервью. Тридцать часов (с перерывами) записывал он свою беседу с Ириной Соколовой. Чтобы «перевести» затем запись в спектакль о жизни этой легендарной петербургской актрисы. В текущем году она отмечает свой 85-летний юбилей. «Счастливые дни Соколовой Ирины», — назвал мастер свою двухчасовую постановку на родной для Ирины Леонидовны сцене Театра юного зрителя, где за 60 с лишним лет сыграла она более ста ролей.

Её амплуа – травести. С детских сказок, играя мальчишек и девчонок, а также всевозможных зверушек, начинала она своё сценическое служение. Но не была бы «хулиганкой», как шутливо, с любовью, называют её коллеги за азарт и склонность к импровизации, если бы только «детским» репертуаром и ограничилась.

ТЮЗ – её альма-матер. Но были ещё Александринка и БДТ, студия Анатолия Праудина в «Балтийском доме», театр Романа Виктюка… У Праудина она играла Анну Ахматову в «Поющих призраках». У Виктюка в спектакле «Антонио фон Эльба», не потерявшись рядом с великой Еленой Образцовой, чей партнершей была в той нашумевшей в своё время постановке.

Снималась и у признанных мэтров кино. В частности, в фильмах Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие», «Телец», «Молох». В последнем сыграла… Геббельса, ближайшего сподвижника Гитлера. Причем, практически без грима, без парика. Но столь убедительна была в этом образе, что страшная личность фашиста предстает перед зрителями воочию.

В основу юбилейного спектакля легла биография этой большой актрисы невысокого роста. Режиссер-постановщик выстроил мизансцены по принципу «от рождения до наших дней»: бабушка Ирины – потом родители – война – эвакуация – дистрофия — первые аплодисменты… Ей исполнилось пять лет, когда сыграла свою первую роль – гномика в спектакле «Золушка». Надо было заполнить вынужденную паузу, с чем малышка Соколова стравилась отлично, не стушевавшись перед полным залом зрителей. За что получила воистину судьбоносный гонорар: конфету и яблоко!

Эпизод за эпизодом. Всё новые герои на авансцене, включая зверушек, изображаемых молодыми актерами. А где же наша героиня? Долго пришлось её ждать. Но вот, наконец, вышла юбилярша на подмостки под аплодисменты зрителей, и…

Практически бессловесной оказалась её роль в ей же посвященной постановке. На подмостках она стояла, сидела, лежала — всё это молча, в отличие от остальных действующих лиц, «бьющихся» над её судьбой. Иногда ходила, так же молча, вслед за ними, согласно, видимо, ремаркам постановщика. Один лишь раз было дано ей слово – в той ретро-сцене, где она, как бы поступая в студию ТЮЗа, читала басню. И так как прочитала, а заодно и сыграла её в свои 80+,стоит всего двухчасового действа! За три «басенных» минуты сумела вызвать у публики и смех, и слезы. А ещё радость от встречи с истинным талантом, полным азарта и желания продолжать творить.

Что, собственно, Ирина Леонидовна и делает. В том же ТЮЗе не сходят с афиш аншлаговые «Старосветские помещики» с её участием, «Иудушка из Головлева, «Вечера Петра Великого»…

С чем угадал Геннадий Тростянецкий, та это с названием спектакля. Напомнившего пьесу Сэмюэля Беккета «Счастливые дни», героиня которой вспоминает о лучших временах своей жизни. О том, что в любой, даже самой драматической ситуации, надо быть мужественным, любить жизнь, не терять чувства юмора и, по возможности, самоиронии.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика