Первое достоинство спектакля «Отрочество» — это сценография. Четвертая стена полностью отсутствует. Зрители являются частью спектакля. Они сидят на подвижной, вращающейся сцене, которая перемещает их от одной сцены к другой. Сами актеры сначала сидят напротив зрителей, потом во время пряток и догонялок бегают между рядами от нарисованной утки и большого дерева до одного из основных символов постановки – двери, которая обозначает здесь и переход между мирами, и вход во внутренний мир человеческой души.
Визуальные эффекты с мерцающими линиями и скачущим зайцем еще больше усиливают эффект от нарисованных декораций. Складывается ощущение, что все происходящее на сцене – сюрреалистический мультфильм в стилистике анимационных работ Александра Петрова, Ивана Максимова или Нины Бисяриной.
Главный герой – Николенька (Семен Толов) – «поэт с вихрами» и ранимый подросток, не понимающий, как выразить все те чувства, которыми он переполнен. Пронзительно и очень трогательно он зовет нежную, любящую его безмерно маму (Анна Слынько), встретиться с которой в этом мире ему уже не суждено. В начале постановки показаны их теплые, близкие отношения. Тем больше сочувствия вызывает мальчик тогда, когда мама умирает.
Он не один в своем горе, но он одинок, потому что ему некому даже выговориться о том, что с ним происходит. Рядом есть брат Володя. Данила Лобов создал образ идеального человека. Володя прекрасно адаптирован – послушный отличник с прямой спиной и целеустремленным взглядом, он всегда и во всем успешен, в отличие от Николеньки, который то попадется за тем, что копается в чужих вещах, то сорвет гнев на новом гувернере.
Кроме брата есть сестра Любочка (Юлия Корж) и дочь гувернантки Катенька (Екатерина Бездель). Между девушками происходит ряд довольно важных для понимания смысла спектакля диалогов. В частности, Катеньку беспокоит различие в социальном положении и достатке, а Любочка и не подозревает о той тайне, которую скрывает ее отец.
Дмитрий Ткаченко воплотил очень сложный и противоречивый образ Петра Александровича Иртеньева. С одной стороны, он – заботливый отец, не хочет, чтобы к его детям применялись розги, а с другой — игрок и соблазнитель, который не столько получает удовольствие от разбитых сердец покоренных женщин, сколько мучается чувством вины. Николеньке очень сложно идентифицироваться с человеком, который закрыт от окружающих так же, как его саквояж. И действительно, подобрать к нему ключ удается только через болезнь и эмоциональные срывы.
И эти срывы вполне логично следуют за парадоксальным решением устроить бал в доме бабушки. Этот бал становится своеобразной инициацией для мальчика. Николенька меняет свою пижаму с заячьими ушами на черный траурный костюм в тон с костюмами всех окружающих. Несмотря на то, что внутри него все еще болит, ему нужно вести себя «прилично», готовить подарки и учить историю. Все это выходит у мальчика очень плохо, потому что в его голове появляются фантазии по поводу соблазнительной Сонечки (Ирина Волкова), а потом еще и друг «Сережа – молодец» (Александр Бобровский) и «приехал, а граф — плакса», что в результате приводит уже не к детской игре в Робинзонов на необитаемом острове, которая была вначале, а к взрослому обнажению скрытых в душе тайн.
Сюжетная линия Ярославы Пулинович построена с точной сменой эмоционального накала: после страшных снов идет лирическая тема под проникновенные звуки трубы, а после комических пронзаемых пиками рыцарей действие приходит к кульминации за счет нарастающего конфликта. Ярослава – опытный драматург. По ее сценарию были сняты фильмы: «Я не вернусь» и «Как поймать магазинного вора», получившие призы на международных фестивалях «Дух огня», «Сталкер» и других.
Режиссер-постановщик Иван Орлов обогатил содержание великолепной формой. В спектакле скрыто множество символов. Например, вначале рядом с Николенькой много зайцев, с которыми мальчик хочет играть, в то время, как отец требует от него на них охотиться. Мыльные пузыри и воздушные шары создают атмосферу праздника – светлого детства. Эта счастливая пора вскоре должна смениться строгостью линий в пустом пространстве, которое взрослые люди порой заполняют не любовью и состраданием, а обманом, лестью и флиртом. Огромная тень женской фигуры на стене как воплощение порока и безжалостного овеществления человека, который должен соответствовать нормам, а не страдать от чрезмерной рефлексии.
В этом плане особенно созвучна происходящему безэмоциональная песня «Пригласите девушку в парк», под которую фантазирует о любви Николенька. Эта песня, как и музыка групп The Retuses и Mujuice, а также современные костюмы становятся тем мостом от прозы Толстого в настоящее, по которому можно двигаться в обе стороны, все больше обнаруживая глубину смыслов классика и универсальность пространства, где «выписывает свои фигуры время».
Спектакль «Отрочество» – лицевая и оборотная сторона пубертатного периода и во многом отражение невидимой зрителям обратной стороны в зеркале. Иван Орлов создал портрет Николеньки и его близких кругом по спирали, что часто делали в своих картинах Тициан, Матисс и Пикассо, превратив спектакль в арт-объект, который можно рассмотреть с любого ракурса. При этом за счет ритма, организации пространственных явлений, мизансцены, иронии и достойных актерских работ спектакль оказался легким для восприятия. Глубокая проработка текста Л.Н. Толстого и его натуралистическое воспроизведение в современном контексте через образы снов, фантазий и бессознательного – то сценическое решение, которое позволяет осознать и принять противоречивость мира и человеческой души тогда, когда в ней царит не безразличие, а любовь.