«Пермяки в Петербурге нашли кораблик Шергина»

Галина Куличкина, Permnew.ru. 12.05.2014

Из деловой поездки в Петербург на ежегодную международную конференцию «СМИ в современном мире» вернулась группа преподавателей ПГНИУ. Одним из ярких впечатлений от культурной программы стало посещение премьерного спектакля «Плыл кораблик белопарусный (по северным сказам Бориса Шергина)» в Петербургском ТЮЗе. Новая постановка оказалась настоящим маленьким чудом (спектакль в одном действии идет полтора часа в камерном зале театра). Чудесным были органичное существование прозы на сцене, и театральное действо, рожденное литературным словом. Спектакль придуман и сыгран, в основном, молодыми людьми, он стал их своеобразным признанием в любви к русскому Северу и к поморам, живущим там. Режиссер Мария Критская, родом из Вологодского края, сама предложила руководству театра поставить на сцене ТЮЗа спектакль по Шергину. Ее желание нашло поддержку в театре, и вот уже в зрительном зале на втором премьерном показе все проходы были заставлены дополнительными стульями — один из признаков того, что «кораблик..» признан искушенной публикой как факт искусства. Маленький деревянный кораблик, похожий на игрушку, высвечивается в полутьме сценического пространства, где-то высоко, слышен шум моря и крики чаек, кораблик словно парит в вышине, как символ жизни, полной опасностей и великих трудов. Потом луч света опускается на землю, выхватывает тела ногами врозь деревенских жителей. Пластика тел образует круг друзей, круг общины, и как мы поймем позже, неразрывный круг народной жизни и народного творчества. Произведения Бориса Шергина часто ставят на отечественной сцене. Всех привлекает в его авторском стиле удивительно живой и выразительный, полный разнообразных смысловых оттенков, образный стиль поморского наречия. Кто-то подчеркивает в его историях сказочные волшебства, кто-то видит народный юмор и сатиру. Мария Критская выбирает жанр народного сказа, где переплетаются быль и небыль, мудрость с глупостью, счастье и несчастье. Каждому из персонажей (актеры специально учились северному говору) дается возможность рассказывания. Звучат известные шергинские истории: «Золоченые лбы», «Варвара Ивановна», «Как внук ходил умных искать». Спектакль одновременно очень игровой, театральный, здесь уживаются народная фантазия и достоверность быта, романтика высоких чувств и мелочи будней, оттененные народным юмором. Актерам предложена сложная форма сценического существования, и она, как мы видим, по плечу не только заслуженным артистам России Сергею Жуковичу (Дед), Татьяне Ткач (Тета), но и среднему актерскому поколению в лице Анны Дюковой (Мать), Ольги Карленко (Жонка), молодым актерам Никите Острикову (Офоня), Кузьме Стомаченко (Ваня), Олегу Сенченко (Проня), Борису Чистякову (Боря), Анне Лебедь (Манюшка). Они легко и просто переходят от роли рассказчика к роли человека играющего, их сценические эмоции реальны и заразительны, безусловна их вера в необычайные обстоятельства. Энергия их игры заражает и увлекает зрителя. Мир шергинских историй художник Елена Соколова воплощает в предметах из натуральных природных материалов — дерева, бересты, войлока, что служит еще одним доказательством подлинности возникающей перед зрителем жизни. Под руками персонажей условные предметы реквизита все время преображаются: деревянные мостки превращаются в бортики корабля, потом в царские хоромы, далее в яму, в которую проваливается ворчливая Варвара Ивановна. В одно мгновение из лыка выходит корона царская, а оглобля оказывается то дубиной против медведя, то волшебной палочкой с «митробой» в виде варежки на конце. Сказы не отрывны от действия, мы видим поморов за работой — мужики и парни строят лодку, бабы провожают мужиков в море, ждут возвращения рыбаков домой, тесто месят, молодые женятся, и все это сопровождается народными песнями, хороводами. Этот спектакль — один из немногих, кто приобщает зрителей к истокам русского национального бытия, к красоте русского слога, к творчеству. Спектакль открывает мудрость жизни, прожитой как праздник, несущий людям добро и улыбку. В Пермском крае на июнь 2014 года приурочено проведение очередного форума «Русский мир». «Кораблик белопарусный» из Петербурга смотрелся бы на нем как нельзя более уместно.



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика