О том, как важно быть рядом

musecube

О том, как важно быть рядом

16 января на Большой сцене ТЮЗа имени Брянцева состоялась премьера спектакля «Сказка к Рождеству. Петсон и Финдус». В основе постановки – новеллы шведского писателя Свена Нурдквиста, хорошо знакомого российской публике. Театр обратился к нетипичной новогодней истории и представил скандинавский мир, полный шалостей, поэтичности и красоты. ТЮЗ дарит возможность продлить новогоднее чудо и окунуться в добрую историю о дружбе старого одинокого мельника Петсона и его жизнерадостного котенка Финдуса.

Творческий наследник Астрид Лингрен рисует жизнь в своем многообразии событий, показывает ее ярчайшие грани на столкновении двух точек зрения – детей и взрослых. Полная юмора, веселья, но в то же время важных этических и эстетических проблем, история становится интересна для семейного просмотра.

Режиссер Василий Сазонов выбрал четыре новеллы из приключений друзей, лаконично рисующих быстро сменяющие друг друга сезоны года. Лето планомерно переходит в осень, а затем – в зиму с обязательной елкой и дружескими посиделками. Спектакль полон музыкальных композиций, песен и танцев, вихрем подхватывающих действие и дарящих положительные эмоции. Художник-постановщик Анастасия Лыкова в создании костюмов и сценографии отталкивалась от рисунков автора истории Свена Нурдквиста, стараясь передать аутентичность скандинавской деревушки и ее жителей. Очень красива сцена с осенней рыбалкой — герои плывут на лодке, держа в руках воздушные шарики — удочки, на которые клюют фантастические рыбы. Темпоритм в этот момент замедляется, становится спокойным и небытовым. Фраза Петсона: «Иногда так приятно просто посидеть в тишине» наполняет созерцанием и становится одной из ключевых в спектакле.

Мир представлен глазами Финдуса — предметы гиперболизировано большие. Герой чувствует себя маленьким в этом большом мире людей, но знает, что Петсон всегда рядом — уверенность в том, что взрослый поможет, наполняет его храбростью и желанием познания. Александра Ладыгина в пару с Ксенией Мусатенко исполняет роль маленького шалопая Финдуса, который не может усидеть на месте и все время рвется к приключениям. Он искренне привязан к хозяину и считает его своим лучшим другом. Актрисы играют котенка пластически, точно и разносторонне выражая характер героя. Именно Финдус – провокатор любого события, он активно изучает мир и проходит ряд испытаний, постепенно взрослея.

О том, как важно быть рядом

Для Петсона Финдус – глоток свежего воздуха, малыш, помогающий увидеть привычные события под другим углом и заново полюбить жизнь. Финдус обновляет его восприятие, дарит смысл существования, вытягивает из депрессии. Сергей Шелгунов играет привыкшего к размеренной одинокой жизни, ответственного и активного взрослого, который привязывается к котенку и становится его главным защитником, компаньоном по играм и другом. Артист глубоко погружается в образ и рисует драму одиночества человека. Забота о маленьком существе преображает героя, помогает ему открыться и вновь доверять миру и людям, приобрести друзей и выйти из своего привычного, но все-таки тяготящего существования. Сергей Шелгунов подчеркивает оттенки характера своего героя: его детскость и умение увлекаться идеей, доброту, самостоятельность, склонность к мечтательности, замкнутость и готовность отдавать. Веселый, искренний Петсон — настоящая мама своего котенку, человек, готовый принимать ответственность и всегда быть рядом. Артист прекрасно существует в жанре скандинавской сказки, раскрывая самобытный образ милого и смешного чудака.

Каждая новелла, помимо увлекательной фабулы, анализирует отношения между миром детей и взрослых. Так, первая история о том, как Финдус встретился с барсуком, подчеркивает трепетность отношений героев, готовность прийти на помощь. В сюжете про охоту на лис подчеркивается свежесть восприятия Финдуса и Петсона, их деликатность по отношению к миру живого, фантазийность восприятия и умение работать сообща. Осенняя сага рассказывает, как преодолеть тоску и подчеркивает важность человеческого общения, а зимняя сказка позволяет оценить значение дружбы и сопереживания близкому.

Общение взрослых и детей обогащает обоих: детям передается опыт знакомства с большим миром, взрослым — возможность испытывать положительные эмоции от, казалось бы, уже не раз пережитых событий. Необходимость жить и радовать кого-то побуждает к действию, не позволяет взрослому сосредоточится только на себе. Взрослая аудитория узнает в поведении Финдуса поступки своих детей, которые пытаются извлекать радость от каждой прожитой секунды. Дети в Петсоне увидят поведенческие особенности взрослых, которые периодически стремятся спрятаться в свою коробочку и побыть наедине со своими мыслями, но это не всегда им удается.

В спектакле есть три волшебных помощника — таинственных существа, которые зовутся мюклами (Ирина Волкова, Елизавета Прилепская, Денис Гильманов). Помимо того, что они технически помогают состоятся действию и являются хорошими друзьями Финдуса, мюклы наполняют спектакль юмором и таинственностью. Актеры хорошо управляются с куклой и здорово изображают лису, вступившую в схватку с соседом-охотником Густавсоном (Кирилл Таскин). Боевой охотник, владеющий различными приемами, оказывается проучен за свою жестокость — проблему можно решать не кардинальным способом, а осознанно относясь к миру природы — так считают главные герои, придумывающие хитроумный план, как напугать лису, повадившуюся воровать кур.

О том, как важно быть рядом

Яркий и интересный момент спектакля — знакомство с курицей Приллан (Янина Бушина), оказывающейся настоящей оперной дивой с красивыми крыльями-веерами. Актриса исполняет образ гротескно, метко подчеркивая главные черты характера героини. Детское восприятие именно так преображает действительность, проводит удивительные параллели и свежо чувствует мир. Этот дар благодарно принимают взрослые, отрываясь от бытовых проблем и на некоторые мгновения вновь становясь детьми.

Мария Соснякова играет сердобольную соседку Беду Андерсон, которая приносит Петсону котенка, а в конце спектакля — вкусную корзинку с едой на рождественский ужин. Заботливая, сочувствующая и внимательная она — настоящий друг, как и Густавсон. Актриса играет проницательную героиню, которая знает, как помочь своему соседу преодолеть одиночество. Мария Соснякова утонченно и с большой любовью рисует образ активной, неравнодушной и добропорядочной женщины, принимающей участие во всех событиях, происходящих в деревне, даже в поимке лис. Актриса заряжает хорошим настроением и радостью, подталкивая к мысли, что все наших руках и мы можем изменить не только свой мир, но и помочь измениться тем, кто не может это сделать самостоятельно, главное — понимать психологию человека. Мария Соснякова играет глубоко и с удовольствием, передавая зрителям свой дар любить жизнь во всех ее проявлениях.

В финале постановки котенок настолько умиротворен, что радостно засыпает, так и не успев открыть свой новогодний подарок — насыщенный день и общение с друзьями делает его счастливым. Спектакль наталкивает на мысль о том, что необходимо быть рядом в трудные минуты и помогать родному человеку преодолеть плохое настроение, невзгоды, ведь именно это как нельзя лучше проверяет на прочность и скрепляет отношения между людьми.

Режиссер, вслед за писателем, размышляет о том, насколько ценно общение со своими близкими и как оно наполняет жизнь, превращая ее в чудо. Удивительным образом знакомство с маленьким котенком позволяет Петсону обзавестись огромным количеством друзей: герой выходит из своего замкнутого мира и становится хорошим товарищем, к которому тянутся окружающие: раскрыв свои объятия, герой познает целую вселенную чувств и эмоций. Ростки новой жизни дают свои побеги: жизнь бьет ключом, полностью меняется и наполняется смыслом. ТЮЗ стремится рассказать о важности позитивного мышления, подарить зрителям надежду и тепло, которое всем так необходимо.

Следующий показ спектакля «Сказка к Рождеству. Петсон и Финдус» состоится 7 февраля в 12.00 и 17.00, не пропустите эту замечательную зимнюю премьеру!

Дарья Виноградова специально для Musecube



Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика