Наталья Яковлева, Арт-журнал "Оkolo.me", 16.02.2025
В ТЮЗе имени Брянцева 14 февраля на малой сцене выпустили спектакль для самых юных зрителей по стихам Корнея Чуковского. Драматург Ирина Васьковская сочинила пьесу на основе фактов биографии поэта и его самых известных произведений «Краденое солнце», «Бармалей» и «Айболит». А режиссёр Иван Миневцев оживил эту историю, наполнив её светом и добротой. Авторы спектакля поставили ценз 6+, но на самом деле это постановка для всей семьи.
Сценограф Варвара Иваник создала обычную старую петербургскую квартиру, такой, как видит её маленькая девочка Мура. Огромная белая комната, с окном и кроватью. А за ней уютная прихожая с деревянной вешалкой и хрустальной люстрой и дверь на лестницу. Мир девочки, которая заболела, умещается в её комнате, где, как по волшебству, появляется то уставший папа из взрослого мира прихожей, то сказочные персонажи вылезают из окна или шкафа.
Мура — это младшая и самая любимая дочь Корнея Чуковского, которую он обожал и написал для неё много чудесных стихов. Лучшевсехний папа, именно таким перед зрителями предстаёт маститый детский писатель. Валерий Дьяченко создаёт удивительно многогранный и тонкий образ. Его Корней Чуковский бесконечно добрый и заботливый папа для младшей дочери, строгий и переживающий для старших детей. Угнетаемый критикой писатель, иногда он беспомощный, но всегда полон надежд. Настоящий папа. Он потчует микстурой спрятавшуюся под кровать дочь, разрешает оставить крокодила, вылезшего из окна, сражается с судьёй, вышедшим из шкафа. Но рядом с Мурой не только папа, есть ещё и старшая сестра Лида (Юлия Корж) и брат Коля (Богдан Коршунов). Молодые артисты с азартом и искренностью погружаются в эту историю. Сама же Мура (Ирина Волкова) — совершенно очаровательная взрослая девочка шести лет, любопытная, имеющая обо всём своё мнение и бесконечно любящая папу и его истории.
Для больной и непослушной Мурочки папа со старшими детьми придумывает и разыгрывает «Айболита». История не становится наигранно детской, она сохраняет капельки взрослой серьёзности и иронии. Но при этом она учит смелости, доброте и оптимизму. Зло из взрослого мира обретает форму огромного чернильного пятна Бармалея (Константин Федин), и предателя Крокодила (Максим Погольша), заложника жизненных обстоятельств. Злодеи будут повержены и пообещают исправиться, а уставший папа присядет на порог и вздохнёт. Вот и температура, кажется, спала, и Мурочка уснула.
Ивану Миневцеву удалось создать умный и добрый спектакль для детей и их родителей. Это не просто сказка, это история о взрослых и детях, о том, как мир детей остаётся во взрослых, и как порой сложно его заново открыть в себе. А ещё о том, с какой добротой отзываются наши воспоминания о родителях, которые относили на руках нас, спящих, в кровать, трогали лбы и укрывали одеялом. И, конечно же, о том, как сложно быть писателем, когда не приходит муза и твои стихи называют “чуковщиной”. Когда кажется, что солнце действительно проглотил крокодил, так сильно темнота сгущается вокруг. Можно уткнуться в газету и качать головой, а потом решительно встать и отправиться лечить зверей.