ЕВГЕНИЯ БАРАБАНОВА, "Инфоскоп", 20.10.2021
ТЮЗ им. А.А. Брянцева представил на зрительский суд спектакль «Антиʹгона» в постановке Александра Морфова — историю одной 18-летней фиванской экс-принцессы, жаждущей похоронить брата, несмотря на запрет дяди царя.
Имя Антигона, от греческого «анти» — против — и «гона» — рождение, — в дословном переводе — противящаяся рождению. «АНТИ» — главное в ее имени, что так явно, жестко и ярко выделили создатели спектакля. Она — маленькая (во всех отношениях), хрупкая девочка — восстает против царя, семьи, всего несправедливого мира, против самой себя и против жизни.
По сути своей, абсурдный юношеский максимализм, доведенный Антигоной (Анна Слынько) до абсолюта, оправдывает все. Именно он позволяет ей искренне верить, что каким бы ни был человек при жизни, он достоин того, чтобы его тело было предано земле, а душа навеки упокоена с миром. Отстаивая старые родовые обычаи, она вместе с тем утверждает приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми, политическими — преподав всем нам урок нравственности. Нравственности, о которой в современном мире все напрочь забыли. А в конце ты искренне сожалеешь лишь о том, что высокие идеалы маленькой Антигоны поглотила черная дыра циничного политического бездушия.
Сестра Антигоны Исмена (Анна Мигицко) — типичная блондинка, а-ля Бузова: красива, неглупа, знает, как себя подать, и знает себе цену, но труслива. Глядя на нее, понимаешь, что мир спасет совсем не красота, а храбрость и верность.
Фиванский царь Креон в исполнении Бориса Ивушина несомненно честолюбив, властен, деспотичен. В общем, обладает всеми качествами тирана. Но у него, как и у каждого героя этой истории, своя правда и свои цели. Внезапная власть настолько затуманила сознание Креона, что верные ориентиры благородных идей просто затерялись. «Когда государство становится одним человеком, оно перестает быть государством» — эти слова юного принца Хемона (Дмитрий Хасанов) есть самое точное определение поступков отца. Благородный, светлый, доверчивый юноша. Он был готов до конца жизни закрывать глаза на сумасбродство царя в обмен на жизнь любимой Антигоны. Не вышло. Он, так же как его невеста, движим высокими идеалами и юношеским максимализмом — потому их связь нерушима и вечна.
Несколько слов хочется сказать о не менее важном, хоть и не заглавном персонаже — Корифее Хора (Кузьма Стомаченко). Он и автор, и рассказчик, и дирижер, и главный маг-волшебник — невозмутимый, уверенный, тонко чувствующий и знающий все линии судьбы и сюжета. Без его легкого общения с залом и персонажами спектакль был бы совсем другим. Пожалуй, не таким завораживающим.
По манере подачи спектакля, его оформления и видеоконтента «Антигона» Морфова очень напоминает постановки «Анти» и «Книга царя Давида» Евгения Арье — режиссера израильского театра «Гешер». При общей минималистичности декораций наша постановка отличается приятной, продуманной эстетикой. Здесь нет ни одной лишней детали, ни одного неоправданного цвета (художник Семен Пастух).
Этот спектакль не про античную Грецию, хоть с нее и начинается и, видоизменяясь в процессе, доходит до наших дней. Он о каждом из нас. О том, на что мы готовы или не готовы пойти ради близких. А с другой стороны… Все начинается с трагедии и заканчивается трагедией. А то бесчисленное множество событий, что случается в этом промежутке, и есть жизнь. Ну а что в конце — вы уже знаете. Ведь он одинаков для всех. В общем… все умерли.