Наталия Соколова, журнал "Прочтение", 29.12.2017
На фотографиях, сделанных из космоса, наша планета выглядит так, будто на нее накинули гигантскую новогоднюю гирлянду: миллиарды радостных огней освещают темные пространства материков. Это — отпечаток современной цивилизации на лице Земли. Зрелище завораживающее, но — только до тех пор, пока смотришь издалека. Уходящий 2017-й был объявлен в России годом экологии. Во второй его половине Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума выпустил спектакль о самых важных (если копать глубоко) для человека взаимоотношениях: между ним и его планетой. Драматург Ася Волошина при участии режиссера Евгении Сафоновой написала пьесу, главным действующим лицом которой оказалось все население Земли. И «действует» оно — вне сцены — совсем не так, как следовало бы. Человек привык пользоваться благами цивилизации, не вникая в технологический процесс их производства. Привык, что летом тепло, а зимой холодно. Привык, что в Африке есть слоны. Привык к мысли о том, что все это — константы, что так будет всегда, «по умолчанию». В ТЮЗовском «Лице Земли» мир обывателя — маленькая, стерильно белая комната, где тихо, тепло, спокойно и есть все необходимое для комфортной жизни: сидя под вентилятором, копаясь в смартфоне, глядясь в зеркало, человек чувствует себя защищенным. И даже не подозревает о вселенском ужасе, окружающем его со всех сторон и грозящим в любой момент проломить тонкую скорлупку, в которой он укрылся, — ворваться, искорежить, безвозвратно поглотить и плоды цивилизации, и того, кто самонадеянно мнит себя венцом творения. Ведь на самом деле, напоминают создатели постановки, все не так, как хотелось бы думать: температурный режим угрожающе меняется, слоны — на грани вымирания, и никаких констант не существует. Сценография спектакля, придуманная режиссером в соавторстве с художником-постановщиком Анной Мартыненко, минималистична — упор делается на световые и компьютерные эффекты. Маленькая белая «теплица», в которой живет Homo sapiens, появляется на сцене лишь эпизодически — основным элементом визуального оформления служит огромный экран, сразу отсекающий половину сцены и время от времени «разбивающийся» на десятки мониторов поменьше. Это киберпространство, близкое и понятное тем, кто много времени проводит в виртуальной реальности, — и подросткам (возрастное ограничение спектакля: 12+), и их родителям. Из центра экрана расходятся в стороны два луча, вдоль которых, вызывая ассоциации с компьютерными голограммами, занимают места молодые мужчины и женщины в иссиня-черной униформе. В «Лице Земли» у ТЮЗовских артистов нет ролей, все они — единый многоголосый персонаж сродни древнегреческому хору. Здесь отсутствуют линейный сюжет и характеры, но есть послание и коллективная миссия его донести. При этом сам «месседж» совсем не лишен индивидуальности. Да, порой со сцены на школьников и взрослых несется кажущийся бесконечным поток фактов, названий и геологических терминов, отчего происходящее начинает походить на урок (открываем учебники, читаем параграф номер два). Но в том, как эта информация в конечном счете преломляется, явственно ощущается авторский взгляд драматурга. Берясь за тему, настраивающую на нравоучительный лад, Ася Волошина переводит разговор в философский план — и размышляет об отношениях между человечеством и планетой в экзистенциальном ключе. Драматург ставит перед зрителями отнюдь не бытовые, а мировоззренческие вопросы — космического масштаба, — опираясь при этом на конкретные факты, чтобы звучать убедительно. Дело не столько в том, чтобы научиться «убирать за собой» и сортировать мусор, сколько в том, чтобы попытаться понять, какое место на самом деле отведено человеку на Земле — и так ли уж полноправно он возомнил себя ее хозяином. И кажется, что если бы героиня пьесы Волошиной «Мама», молодая журналистка, воспринимающая жизнь как ежедневное сражение с отчаянием и парализующей бессмысленностью бытия, написала статью об экологических проблемах, в ней был бы тот же самый текст, что произносят артисты в «Лице Земли». Спектакль, будто словарь, начинается с термина на букву «А», загорающегося на экране-заднике: антропоцен. Именно так, рассказывают артисты, некоторые современные ученые предлагают называть геологическую эпоху, в которой мы живем. В XX веке человек стал особенно серьезно влиять на экосистему планеты: промышленная активность меняет климат, состав атмосферы и провоцирует исчезновение целых видов животных. «Глава» спектакля под названием «Вымирание» кажется особенно жуткой: на двух экранах, расположенных по бокам от сцены, появляются кадры с существами, которых на планете больше не осталось. Изображения легендарного додо, маврикийского дронта, истребленного в XVII веке, кинохроника, зафиксировавшая последнюю особь тасманийского волка или квагги (полулошади-полузебры) — «звериный» мартиролог, который в недалеком будущем может пополниться из-за высокого спроса на слоновую кость. Еще страшнее — документальные свидетельства того, что человек не справляется с производимым им мусором и океан катастрофически засорен. Эти кадры — словно психологические удары наотмашь: возможно, слишком мощный и прямолинейный способ воздействия на эмоции зрителя, тем более юного, — но, несомненно, действенный. Евгения Сафонова, однако, прибегает к подобной «грубой силе» нечасто — отдельные мизансцены режиссер, напротив, решает очень поэтично. Некоторые климатические и геологические явления артисты «конструируют» прямо на глазах у зрителей — в небольших террариумах, используя фигурки людей, зверей, растения и затейливый реквизит, имитирующий волны и туманы. Видеокамера в режиме реального времени фиксирует происходящее — укрупненное изображение выводится на экраны по бокам сцены, и получается самая настоящая кукольная мультипликация. Заведуя процессом, в этих сценах «человек сознательный» напоминает сосредоточенного ученика, разбирающего сложный механизм на мелкие детали, чтобы затем воссоздать — и в процессе выяснить, как он функционирует. Спектакль «Лицо Земли», который хочется назвать скорее проектом или акцией, наглядно — в нарочито иллюстративной форме — дает понять: людей может спасти только такой уровень осознанности по отношению к планете. Двигаясь от буквы «А», действие «Лица Земли» останавливается на середине алфавита — букве «О». Создатели спектакля утверждают: человечество не прошло точку невозврата, оно посередине пути, и экологическую катастрофу еще можно предотвратить. Однако на контрасте со всем, о чем велась речь предыдущие полтора часа, слова о надежде звучат не слишком убедительно. В «Лице Земли» Сафоновой и Волошиной современный человек, считающий себя полноправным властелином всего, что его окружает, предстает чем-то сродни опасному вирусу, от которого все сильнее лихорадит планету. И возникает стойкое безрадостное чувство, что рано или поздно Земля им попросту «переболеет» — всеобщая беспечность неминуемо обернется для населения настоящей трагедией. Той самой, в которой, по Бродскому, — гибнет хор.