Екатерина Омецинская. Pulse. Ноябрь 2017
Об особенностях современных детей постоянно бубнят через СМИ педагоги и психологи. Но от этого бубнежа дикий коктейль из гиперактивности и гиподинамичности нынешних детишек, из их неспособности принимать ответственные решения и стремления к эргономичности любых решений, из страсти молодняка к словесному бреду на просторах интернета при тотальном пренебрежении книгой взрослыми лучше не усваивается.
Взрослые злятся, что не успевают управлять потоками информации, из которых отпрыски «пьют» сведения. Людей родом из ХХ века вообще бесит в детях и подростках многое. Например, экономичное расходование эмоций и живущее в юной поросли равнодушие к тому, что перекочевало в культуру ХХI века из веков предыдущих. Нынче дети не переписывают в тетрадки любимые стихи, а уж если учат рифмованные строки, то читают их на уроках без всякого выражения, травмируя этим учителей литературы, среди которых еще немало романтиков.
Всякие репины и кандинские, чайковские и малеры, чеховы и мольеры не вызывают в детях ХХIвека бури впечатлений. Эти дети не плачут над «Детством Темы» и не стоят в изумлении перед «Девятым валом». И уж точно не бегут в ТЮЗ при всяком удобном случае. Старые формы им не близки. А все потому, что раздумья над вымыслом их не занимают. Это поколение потребителей — практиков и материалистов. Они верят цифрам больше, чем чувствам. И трагедия исчезающего чешуеголового мохо нашим детям ближе трагедии Гамлета лишь потому, что статистики по гамлетам нет, а по чешуеголовому мохо есть… Оттого-то, когда детей загоняют в театр, они скучают и, пока на сцене герои выясняют отношения, смотрят в телефоны и планшеты.
Но на спектакле Евгении Сафоновой по пьесе Аси Волошиной «Лицо Земли» все наоборот: в смартфоны смотрят скучающие взрослые, а дети — на сцену, где… ничего не происходит. «Не происходит» с точки зрения традиционного театра, на котором воспитаны взрослые. В спектакле «Лицо Земли» нет сюжета, которого требуют мозг и воспитание, полученные в ХХ веке. Здесь все начинается с простого вопроса «в зал»: «О чем вы думаете?». И в этом есть провокация к процессу, не свойственному многим юным зрителям, ибо их конек — бездумное созерцание.
Спектакль дробен (как и сцена, поделенная на три «сектора внимания»), и слова условного «словаря Земли», взятого к рассмотрению, становятся заставками к каждому фрагменту статичного действия: «антропоцен», «биота», «вымирание»… Выстраивающиеся на сцене то так, то эдак, актеры безэмоционально, эхом повторяя друг друга, изливают в амфитеатр ТЮЗа потоки информации, привычной для школьников, общающихся с гаджетами чаще, чем с родителями. В «перерывах» (информация лучше усваивается, когда она подается порционно, не так ли?) на перфорированном заднике-экране мелькает «белый шум» (медиа-художник Михаил Иванов). После «перебивок» информационный поток возобновляется в лучах светового шоу (художник по свету Гидал Шугаев), сменяя направление. В ходу тут и анекдоты, и опыты в стиле популярных ныне у школьников естественно-научных «музеев». Они дополняются видео на двух экранах по сторонам портала. Но в основном со сцены звучат статистика и обобщающие ее выводы. Касаются они исключительно безопасности жизнедеятельности людей, т.е. эго каждого в зале. «Что будет, если…» — таков нехитрый прием атаки на зрителей. И разговором о смертности всего живого, ее связи с бездумной деятельностью цивилизации потребителей, а следовательно, об опасности и для всякого «я», присутствующего в зале, удается-таки достучаться до поколения, у которого вообще-то диалог с взрослыми не в почете… Несколько раз на сцене появляется комната-коробка, в которой изолирован от окружающего мира кто-то схематично представляющий «поколение next». Он живет в этой ячейке, ест, смотрит в телефон, в телевизор, делает селфи и… не думает. Неприглядность последнего быстро становится очевидной залу, который на фрагменте, рассказывающем, как человечество программируется рекламой на потребление, уничтожающее планету своими отходами, уже подключен к происходящему на сцене «на все сто»… А значит, ТЮЗом таки найдена новая театральная форма, приемлемая современными юными зрителями? Виват.