Брессон-Волкострелов: «Приговоренный к смерти бежал»

Окасана Васько, Блог, май 2018

В ТЮЗе им. Брянцева 22 мая 2018 года состоялась очередная премьера — на Новой сцене показали сценическую композицию Дмитрия Волкострелова «Приговоренный к смерти бежал» по одноименному фильму Робера Брессона.
По словам режиссера спектакля  Дмитрия Волкострелова  — в названии уже рассказывается все то, что будет происходить в фильме/спектакле. «Нет никакой тайны. Приговоренный к смерти бежит, и все у него получится. А мы следим  за каким-то другими вещами», — рассказывает Дмитрий. Как и в свое время Брессон, Волкострелов намеренно не интригует своего зрителя содержанием, его волнует форма, диалог.
«Приговорённый к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет» (фр. Un condamné à mort s’est échappé ou Le vent souffle où il veut) — военная драма (1956 г.) французского режиссёра Робера Брессона, основанная на мемуарах узника  Андре Девиньи. В фильме рассказывается  подлинная история побега участника французского Сопротивления лейтенанта Фонтена из застенков гестапо крепости Монлюк в Лионе.
По заверению Волкострелова французский кинорежиссер очень близок ему по духу и, вероятно, именно поэтому выбор пал на эту кинокартину.  В спектакле даже звучит сам Брессон.  Дмитрий, как он выразился,  решил поэкспериментировать, «перенести историю в пространство театра, попробовать найти ей театральный эквивалент». И делает он это достаточно просто, используя в очередной работе  свои излюбленные приемы  — актер, comme il est (как он есть), и проектор с фотографиями. Три актрисы и один рассказ от первого лица.
Резонный вопрос зрителя  — почему мужчину играют женщины?!  Волкострелов, как и в свое время Бутусов после выпуска петербургской версии «Гамлет», пояснил журналистам, что пол для него здесь  не имеет никакого значения, гораздо важно содержание происходящего.
Час с небольшим актрисы (А.Золоткова, А.Ладыгина, А.Любская) безэмоционально «читают фильм», перемежая сценарный текст строчками из стиха Поля Элюара «Свобода» (la liberté). Меняется только фон и обрамление сцены, которая  с каждым выключением света трансформируется в обрывки  кинопленки. Под занавес — финальный побег Фонтена и его шестнадцатилетнего сокамерника Франсуа Жоста.
La liberté  et la fin (Свобода и конец).


Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика