В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения А.Н. Островского. ТЮЗ имени А.А. Брянцева подготовился к юбилею писателя: провел драматургическую премию «К новому Островскому», лауреатом которой стала пьеса «Новогодние приключения Гены и Уйбаана» Ярославы Пулинович. 8 сентября состоится еще одно знаковое событие, подтверждающее непреходящий интерес к творчеству автора и важность сохранения традиций. Уланбек Баялиев — ученик Сергея Женовача, известный режиссер, выпустит премьеру — спектакль «Лес», в котором будут заняты Анна Дюкова, Александр Иванов, Анна Лебедь, Олег Сенченко и другие талантливые артисты труппы. Почему Счастливцев — трагическая фигура, в какой лес бегут актеры и какая тема является центральной в спектакле, узнаете из нашего интервью.
— Уланбек, вы не первый раз ставите Островского — среди ваших постановок есть и «Гроза», и «Поздняя любовь». Что в произведениях автора наполняет вас желанием заниматься им и дальше?
— Возможность поэтического прочтения.
— Это ваша вторая постановка в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. Чем дорог этот театр?
— Прежде всего — артистами, с которыми я делал «Зимнюю сказку». С большинством из них я и продолжаю репетировать в «Лесе». Меня привлекает их умение дружить, жажда творчества, атмосфера совместного поиска.
— Вы следите за жизнью спектакля «Зимняя сказка»? Как он меняется со временем?
— Я был на гастролях в Алма-Ате — спектакль только набирает: за пять лет он не потерял ни в структуре, ни в смыслах. Ребята очень нежно к нему относятся, берегут все, что мы создали, дополняя новым подтекстом. Все артисты играют филигранно.
— Кто работает с вами над созданием премьерного спектакля «Лес»?
— Художник Евгения Шутина, с которой мы делаем все мои последние работы, композитор Иван Волков и художник по свету Денис Солнцев, с которыми я начал сотрудничество совсем недавно во время выпуска спектакля «Вишневый сад» в Театре им. Ленсовета.
— Что вы вкладываете в понятие «лес»?
— Лес — это бегство от реальности. Вынужденное бегство. Герои пьесы по разным причинам оказываются в «лесу». Неслучившиеся судьбы. Гурмыжская, бежавшая от «столичной» жизни, обнищавший Буланов, Аксюша, потерявшая семью, сирота, Актеры, бредущие в неизвестность, пешие путешественники — всех их объединяет одиночество и брошенность, жизнь без любви. Это все про нас, мы убежали в Театр, искать смысл и играть, спасаться его иллюзиями. Зачем мы убежали, что мы ищем в игре, что мы ищем в театре — в этом лесу? Мы пытаемся задать себе важные вопросы и разделить их со зрителем.
— В спектакле «Гроза» был необычный персонаж — кот, которого звали Несчастный счастливец. Это прообраз главных героев пьесы «Лес»? Можно ли назвать всех актеров несчастными счастливцами или счастливыми несчастными?
— В образе Кота в «Грозе» мне было интересно исследовать природу игры и двойственности — он кот в игре, в взаимодействии с другими персонажами, при этом также и актер, наблюдающий за чужой игрой, вроде он счастлив там пребывать, а вроде и несчастлив — текста у него нет, вроде он выполняет функцию, но при этом отвечает за поэтику — в этом и есть диссонанс человеческого существования.
Для меня Счастливцев и Несчастливцев — одно существо, комическое и трагическое. Аркадий Счастливцев — вроде комическая фигура, которая возникает во многих пьесах Островского, например, в «Бесприданнице» в образе Робинзона. В «Лесе» он тоже примеряет различные маски и представляется Сганарелем — его настоящая фамилия неизвестна. Нароков из «Талантов и поклонников» говорит: «И я в Аркадии родился», в имени Аркадий заключен утопический образ рая, он — райский человек или падший ангел, который еще носит псевдоним — Счастливцев. Его образ рисует трагедию актера, актера без судьбы.
— Тема смерти отчетливо присутствует в произведении, поэтому вы используете такую яркую сценографическую деталь как висельная петля?
— Еще неизвестно, останется ли петля в том виде, что в макете. Во многих моих спектаклях тема смерти является важной, как естественный конец земной жизни, и к ней мы подходим просто, без пафоса, честно, искренно.
— Как проходят репетиции?
— Сейчас уходим в отпуск, но будем думать, продолжать общаться, искать. На данный момент есть ощущение целого, хотя мы и внесли изменения, немного сократили текст надеемся, это всё в поэтике автора, и, главное, почувствовали природу игры. Репетиции дарили нам радость бытия, что может быть лучше. Делаем, что должно, и будь, что будет.
Елизавета Ронгинская специально для Musecube