— Фестиваль «Русская комедия» сосредоточен на произведениях определенного жанра. Что для вас является признаком хорошей комедии? Какие ваши любимые комедии — в принципе и в ТЮЗе?
Анна Дюкова: «Текст должен изобиловать парадоксами, неожиданными реакциями, остроумными оборотами. Чтобы зрителю было весело, смешно и задорно, постановочной команде нужно хорошо потрудиться. Артисты вместе с режиссером должны довериться автору, поймать его юмор, серьезно подключиться к происходящему, потому что комедию надо играть очень честно, не заигрывая. Только тогда, когда артист абсолютно искренне проживает свою роль, возникает комический эффект. Например, если вспомнить наш спектакль «Бешеные деньги», Лидочка Чебоксарова неистово, с жадностью хочет успешно выйти замуж, заполучить хорошее наследство, иметь деньги, поэтому она делает какие-то нелепые поступки, путается в мужчинах. Если не сыграть это искреннее желание, ситуация не будет смешной, комичной. Плюс в комедии очень важны переключения — от раздавленного настроения — вдруг экзальтация и радость жизни… Кстати, даже самую трагическую ситуацию можно положить в основу трагедии — например, в фильме «Любовь и голуби» — ситуация совсем не смешная, но подход режиссера, характеры, текст, столкновения этих характеров и абсолютно искренняя игра делают этот фильм бессмертным, культовым. Для меня это энциклопедия комедии, где есть и вкус, и мера, и замечательное актерское исполнение. Островский — наш трагикомедийный драматург, русский Шекспир, обладающий острым, ядовитым и в то же время лучезарным, грустным чувством юмора. В произведениях других авторов юмор иной: Салтыков-Щедрин настолько интеллектуален и мудр, а Чехов — тонок, что любая порванная струна — это смех сквозь слезы».
Александр Иванов: «Признаками хорошей комедии является отсутствие психоза: на американские комедии сейчас смотреть невозможно, наши современные — завалены пошлостью и неряшливостью, стендапами — повсюду, не продохнуть. Хорошей комедией я считаю «Двенадцать стульев» с Андреем Мироновым».
Анна Лебедь: «Комедия должна быть смешной. В ТЮЗе для меня примером хорошей комедии были «Бешеные деньги» Александра Кузина, а в принципе, помню, меня покорили «Волки и овцы» Петра Фоменко».
Ирина Волкова: «Наверное, главные признаки хорошей комедии — это узнаваемость ситуаций, образы людей, правильные акценты на деталях, которых в обыденной жизни мы не замечаем. Как герои преодолевают и справляются с ситуациями. Чтобы играть комедию, надо все воспринимать за чистую монету, верить в обстоятельства и бороться с ними, тогда и случается юмор. Для меня постановка Г.А Товстоногова «Энергичные люди» — кладезь комедии!»
Юлия Корж: «Для меня хорошая комедия — это когда смешно! А чувство юмора у всех разное. Но если зритель смеется, радуется, значит мы достигни своей цели. Комедианты!»
— Чем пьеса Островского и ваш образ актуальны в наше время?
Анна Дюкова: «Пьесы Островского вообще вне времени — они исследуют человека, а человек не меняется, меняются обстоятельства, цивилизации, но человеческая суть, страсти, стремления, желания, — вечны. Островский исследует человеческие пороки, поступки, мировоззрение, отношение к Богу, миру, любви, смерти. Наш спектакль тоже про нечто вечное — про театр и людей, которые его наполняют. Эта тема исследуется испокон веков и до сих пор интересна».
Юлия Корж: ««Лес» в нашей трактовке, — это театр, в котором люди спасаются от тяжкого бремени жизни. Это история про актеров, которые живут своей игрой, своими ролями и друг другом. Мне кажется, это очень актуальная ситуация для современного человека! Моя героиня — «Театральная моль» находится немного над ситуацией. Она не играет в эту игру с другими, она скорее позволяет всему происходить. Подбрасывает актерам какие-то темы, добавляет их игре дополнительные слои. При этом не вступает в игру. Ей «этот мир уже абсолютно понятен». Но несмотря на это — любим».Ирина Волкова: «Мы исследуем проблемы мужские и женские, выбор, алчность, свободу, говорим о театре, о том, что может происходить, какие бывают люди, артисты. Пытаемся понять саму суть театральности. Ведь мы все играем, даже в жизни. Моя героиня — настоящий борец, сильная и волевая, способная на отчаянные поступки. Благодаря своей искренности, она находит себя и свое призвание. Поэтому, я — за честность! За честность во всем! А это в наше время очень актуально!»- Как зрители принимали спектакль?
Александр Иванов: «Зритель был чуткий, разборчивый, открытый, он откликнулся на наше прочтение Островского, сделанное с юмором. Ростов-на-Дону — удивительное место, мы туда обязательно еще вернемся».
Ирина Волкова: «Мы понимали, были подготовлены к тому, что фестивальный зритель достаточно насмотренный, а потому требовательный. И волнение присутствовало. А так же особое внимание и сосредоточение на деле и на теме спектакля. С первых секунд я почувствовала, как в воздухе начали образовываться нити между нами и зрителем, и вот, мгновение, они уже дышат с нами, сопереживают, попутно реагируют, проскакивали эмоциональные реакции, и даже со словами!!! И, конечно, было много смеха. У нас случился тандем! В общем, мы так насладились и так были признательны! Спасибо такому трепетному и душевному ростовскому зрителю!»
Анна Лебедь: «Принимали нас очень хорошо, жюри и зрители по достоинству оценили и приняли наш спектакль, несмотря на то, это не совсем классический вариант «Русской комедии»».
Анна Дюкова: «Ростов — очень богатый архитектурой, солнцем, зеленью, достаточно театральный город. Фестиваль и зрители встретили наш тепло и душевно».
Юлия Корж: «Зритель в Ростове другой. Как и в любом городе! Площадка была сильно меньше, и визуальное повествование, как мне показалось, велось немного иначе. Стало меньше «помпезного» театра. Было иначе! Но приняли нас очень хорошо! В Ростове благодарный зритель».
— Ваша работа была отмечена дипломами, ваши эмоции?Анна Дюкова: «Спасибо, что нас отметили, это очень ценно, мы благодарны за столь высокую оценку».Ирина Волкова: «Мне радостно, что мы получили диплом за лучший ансамбль. Мы любим этот спектакль, у нас прекрасная команда. Радуюсь за коллег, которые получили индивидуальные дипломы, ведь работа отмечена почетным жюри. Какие могут быть у меня эмоции? Я так люблю свою роль! Конечно, это большое счастье и серьезный стимул, чтобы двигаться дальше! Учиться у мастеров сцены, изучать себя и добиваться новых задач!»
Александр Иванов: «Приятно получать грамоты на фестивале, который организован такими замечательными людьми».
Юлия Корж: «Безусловно радость! Безумная радость! Всегда приятно, когда твою работу отмечают! К тому же эта роль особенно дорога моему сердцу».
— Какие впечатления у вас остались от города?
Юлия Корж: «К сожалению, с городом мы почти не познакомились, сроки были очень сжатые. Но то, что удалось разглядеть понравилось — это театр! Прекрасная дружелюбная площадка, в которую хочется вернуться!»
Ирина Волкова: «Гастроли — необыкновенные! Хоть мы приехали только на день, была долгая дорога, но этот ростовский воздух, батюшка Дон, величина театра, в котором мы играли, наш общий дух, настройка на спектакль — все сложилось прекрасно. Спасибо театру, любимому ТЮЗу, что у нас есть возможность приезжать в самые разные уголки страны, мира и осуществлять со зрителем взаимообмен творчества и любви!»
Дарья Виноградова, Musecube, 21.10.2024