Лаборатория драматургии «ПЬесочница» — ровесница Межрегионального детского театрального фестиваля Б’AРT’О, она стала его неотъемлемой частью. Цель лаборатории — поиск новых современных пьес, ориентированных на юных зрителей с 6 до 12 лет. В 2024 году на конкурс было прислано свыше 60 пьес разнообразных жанров. Экспертный совет сформировал из них лонг-лист десяти лучших детских пьес (список опубликован на сайте театра). Три пьесы из лонг-листа вошли в программу театрализованных читок, которая в течение фестиваля успешно прошла на Новой сцене ТЮЗа.
В читках/эскизах 2024 года были заняты ведущие артисты Театра юных зрителей. Режиссер-куратор читок – София Лисач.
По окончании каждой читки проходило обсуждение, в котором активнейшее участие принимало детское жюри. Наличие детского жюри стало яркой отличительной особенностью «ПЬесочницы». Ребята в возрасте 8 – 12 лет высказывают свои мнения и выбирают лучшую пьесу лаборатории.
В 2024 г. лучшей признана пьеса Марии Михелевой «Бегемот и попугай».
Много добрых высказываний услышали авторы двух других пьес – Юлия Воронова и Вячеслав Бурмистров. Все авторы пьес присутствовали на лаборатории. Вела обсуждения модератор лаборатории, театровед Екатерина Рыбас.
Приводим краткие сведения об авторах и избранные места из обсуждений.
Вячеслав Бурмистров «Иван-царевич и Жар-птица»
Бурмистров Вячеслав Александрович в 1978 г. окончил Ленинградский Театральный институт (ЛГИТМиК). Член Гильдии драматургов России, Петербургской Гильдии драматургов, Союза Театральных Деятелей и Мастерской драматургов при СПб отделении СТД. Главный редактор т/к «Твой TV Петербург» (2007-2014), автор программ на теле- и радиоканалах Петербурга. Публиковался в журналах, альманахах и сборниках драматургии. Пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах России и ближнего зарубежья. Живет в Петербурге.
Краткий сюжет.У старого царя Гордея стали пропадать по ночам молодильные яблоки. Младший сын Иван-царевич отправляется на поиски вора. С помощью Серого волка находит и воровку Жар-птицу, и коня Златогривого, и Елену Прекрасную. Старый царь спасён, завистливые и коварные братья наказаны.
Обсуждение
Детское жюри:
— Мне очень понравилась читка, потому что актеры играли от души, будто бы сами участвовали в этой истории. Характеры очень верные и правильные.
— Это очень смешная, интересная пьеса, можно просто сидеть и слушать, ни на что не отвлекаясь. А на сцене это получалось бы очень круто, юным зрителям точно бы понравилось.
— Много знакомых сказочных мотивов. Раньше помощником Ивана был Конек-Горбунок, его заменили на Волка, Волк тоже хороший, добрый. Добавлено много смешных деталей, и от этого еще интересней становится.
София Лисач: «Пьеса написана удивительно простым, понятным языком, красочным сказочным словом. Мы старались не сильно заниматься украшением этого текста, какими-то трюками, не отвлекать вас большим количеством фокусов, чтобы вы услышали этот сказочный слог. Иван здесь не дурак, а добрый, бесхитростный, простодушный герой, он отправляется в этот путь, чтобы помочь своему отцу. Вывод в том, что не все бесхитростные и честные люди являются дураками».
Екатерина Рыбас: «Пьеса написана в традиционном формате, даже старомодная в хорошем смысле, в ней столько разных характеров, каждый из героев имеет какую-нибудь особенность, слабость. Мне кажется, эта пьеса называлась бы лучше «Иван-царевич и Серый волк», волк здесь главный герой, он настолько мудрый, изобретательный, умудренный опытом».
Вячеслав Бурмистров: «Есть важная фраза, которую говорит Волк: «Будь ты другим, все б было по-другому». Он помогает Ивану, потому что тот совершает добрые поступки и готов пожертвовать собой. А Жар-птица — это путь, Иван идет за ней, чтобы спасти отца, это как мечта, за которой мы всю жизнь идем, пытаясь найти свое счастье. У каждого своя Жар-птица».
Юлия Воронова «Мих смотрит на другое небо»
Воронова Юлия Владимировна — драматург, сценарист. Закончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерскую кинодраматургии. Пьеса «Дневник Алёны Чижук, а еще почта, ЖЖ и фейсбук» вошла в шорт-лист конкурса новой драматургии «Ремарка», а также в список пьес, отмеченных ридерами фестиваля «Любимовка». Участник и лауреат конкурсов драматургии. Автор сценариев полнометражных фильмов. Спектакль Ярославского драматического театра им. Ф. Волкова по ее пьесе «Мы живем в чудесное время, Оля» был представлен на Международном фестивале ТЮЗа «Молодежь. Театр. Фест» в 2023 году. Живет в Москве.
Краткий сюжет. Мальчик Мих вместе с мамой улетают на другую планету. Миху, который не может забыть Землю, своих друзей и собаку, приходится искать общий язык с новыми одноклассниками — инопланетянами, имеющими вместо имени цифры, а вместо рук — отростки.
Обсуждение
Детское жюри
— Это спектакль про то, что если чужая планета в тысячу раз лучше, чем Земля, он все равно будет скучать по Земле. Мне нравится, что в пьесе открытый финал, там как бы не поставлена точка. Эта неоднозначность дает понять, что жизнь не окончилась, эта история продолжается.
— Это история о том, что люди одни, а инопланетяне другие. Но они должны как-то сдружиться. И это трудно. Грустная немного концовка.
— Это очень трогательная история, возможно, Мих поначалу инопланетянам не очень нравится, но они идут ему навстречу, помогают. Также мне хочется отметить, что актеры на читке постарались передать характеры, эмоции своих героев.
София Лисач: «Масштаб трагедии подростка огромен, потому что мы не говорим даже о другом городе или стране, мы говорим о другой планете. И потом еще вскрывается, что той планеты, его дома, который он помнит, куда он хочет вернуться – в том виде уже просто не существует. Путь адаптации, взросления подростка приводит к тому, что дом его остался в сердце. Финальная фраза «Скучать это нормально» – важный момент, не только Мих скучает по своему дому, но инопланетян тоже скучает по своему родителю, у всех есть эмоции, какие-то внутренние драмы, через взаимодействие с человеком они начинают не только иначе мыслить, но и чувствовать. Главное – во взаимодействии друг с другом мы становимся лучше, человечнее, любые жизненные сложности можно пройти, если ты не один.
Юлия Воронова: «Спасибо огромное, я очень признательна театру, режиссеру, просто замечательным артистам. Это не первая читка пьесы, но, возможно, это первая читка с таким полным совпадением, когда представляешь, видишь своих героев – вот они такие. У вас такая добрая атмосфера здесь в театре, и, конечно, детское жюри замечательное».
Екатерина Рыбас: «Это история про потерю дома, тем более драматично, что эту потерю испытывает ребенок. Это потеря дома не просто как места, где он живет. Наши замечательные юные члены жюри знают, что изучение русского языка и литературы в школе начинается с того, что разделяются понятия родина с большой буквы и родина с маленькой. И вот Мих теряет родину с маленькой буквы, для него это целый мир, вся его жизнь, которая это понятие вмещает. И драматург усиливает эту ситуацию до предела сюжетным фантастическим ходом, что он улетает на другую планету. Понятно, что возвращения нет, и прошлого мира уже не будет… Необходимость как-то меняться и взаимодействовать с обитателями планеты ведет Миха к взрослению, к обретению иного существования в новых условиях. И автор дает лучик света в конце: все-таки этот утраченный навсегда мир остается у нас внутри, и это огромная ценность».
Мария Михелева «БЕГЕМОТ И ПОПУГАЙ»
Михелева Мария Александровна окончила факультет телевизионной журналистики Российского государственного гуманитарного университета. Прошла путь от корреспондента сценарной газеты Cinemotion до редактора раздела кино в российской версии The Hollywood Reporter. После чего сменила журналистику на драматургию. Училась в киношколах Александра Митты и Александра Молчанова, в мастерской полного метра Наны Гринштейн (проект «Культбюро»), на курсах Ольги Шенторович, Лили Ким, Юлии Тупикиной, Юрия Клавдиева. Придумала и написала детективный сериал «Три в одном» (ТВЦ). Пьеса «Дилемма дикобразов» (2023) вошла в шорт-лист «Большой Ремарки» и «Любимовки». Живет в Москве.
Краткий сюжет. Главная героиня этой истории Матильда заключает со своими родителями сделку. В случае, если ей удастся успешно сдать экзамен по ненавистной ей биологии, родители обещают купить ей дорогущего попугая какаду, с которым она подружилась в зоомагазине. Матильда выполняет свою часть сделки, но родители передумывают, осознав, что большой попугай — это слишком большая ответственность и большие проблемы. И тогда героиня решается на отчаянный шаг: она крадет у них деньги, обещанные на попугая, и совершает вместе с ним побег.
Обсуждение
Детское жюри
— Не понимать друг друга это нормально, но нужно учиться пониманию. Учиться ответственности за тех, кого мы приручили. Читка – это было бесподобно, просто шикарно, и актеры стопроцентно справились с задачей. Пьеса замечательная, интересная, может отразить многое, что случается в реальности. С моим другом была похожая ситуация, и в некоторых моментах, когда смотришь, представляешь, как это бы выглядело на сцене.
— 186 тысяч за попугая — это много, человек будет стараться найти другого попугая, который будет стоить дешевле.
— Речь идет о мечте, ей другого попугая не надо, он настоящий друг.
София Лисач: «Есть мотив зеркальности в этой пьесе, когда Матильда сама в определенный момент начинает вести себя с попугаем так же, как отец вел себя с ней. Происходит такой перевертыш. Она увидела эту историю со стороны посредством общения с попугаем. В финале Матильда удивительным образом пришла и к пониманию себя, и к пониманию своих родителей. Вот это самая важная история — как все действующие лица изменились в результате. Огромнейший путь и огромнейший душевный рост у всех героев. Мы с артистами получили удовольствие, работая над этой пьесой, нас она сильно зацепила».
Екатерина Рыбас: «Это пьеса про важность диалога между поколениями, между родителями и детьми, между детьми и детьми…»
Мария Михелева: «Пьеса рождена в сентябре этого года, для меня это такой новорожденный малыш, и очень приятно, что он оказался в таких нежных режиссерских руках. История для меня невероятно важная, невероятно личная, потому что я и Матильда, я себя хорошо помню в 13 лет, у меня тоже были конфликты с родителями, но я в этой истории и мама тоже, и папа тоже, и сестра. Я, благодаря этой истории, лучше поняла собственного ребенка».
Х Х Х
По нашей доброй традиции, а также по запросам коллег, публикуем тексты пьес лаборатории.
В.Бурмистров Иван-Царевич и Жар-Птица
Ю. Воронова Мих смотрит на другое небо