Дарья Борисова: «Дети — настоящие философы»

13 декабря в ТЮЗе имени А.А. Брянцева состоится предновогодняя премьера — мюзикл «Бременские музыканты» Дарьи Борисовой. Режиссер прочитает историю как притчу о важности доверительного общения между родителями и детьми, а также необходимости всегда воплощать свои мечты в реальность и взращивать в маленьком человеке внутреннюю свободу. Цирковые номера, живой оркестр, музыка Геннадия Гладкова, либретто Юрия Энтина и Василия Ливанова — все это создаст невероятную мультижанровую постановку, которая будет интересна детям от 6 лет. В главных ролях — Максим Погольша и Милана Владыкина.

Дарья Борисова: «Дети — настоящие философы»

— Дарья, Алексей Франдетти стал вашим непосредственным учителем в профессии — вы сотрудничаете с ним с 4 курса института. Чему именно научил вас режиссер?

— Алексей стал проводником в жанр мюзикла, первым, кто погрузил меня в изучение его системы — даже первые книжки по работе с этим жанром я получила от него. Мюзикл — это волшебная шкатулка, механизм, в котором все должно работать как часы. И именно благодаря Алексею я научилась пошагово выстраивать эту систему — чтобы все цеха, артисты, музыка, свет, декорации — все работало вместе и едино, в нужный момент и нужный такт. Помимо этого, в мюзикле очень важно, чтобы артист был синтетическим, чтобы все три ипостаси, на которых строится этот жанр — актерское мастерство, вокал и пластика — были в сбалансированном виде, а режиссер умел направлять артиста на раскрытие своего потенциала.

— Как вам мюзикл Алексея Франдетти «Обыкновенное чудо», идущий на Большой сцене театра?

— Мюзикл «Обыкновенное чудо» — безумно красивый, философский, глубокий. В меня очень попал финал со смертью жены Волшебника. А если в тебя что-то попадает, значит, спектакль получился.

— Мультфильму «Бременские музыканты» уже 55 лет. Как вы считаете, в чем секрет его популярности?

— Музыка — первооснова мультфильма, она невидимо проникает в кровь человека, эмоционально захватывает зрителя. Это невероятное средство выразительности — она просто воздействует на человека и невозможно объяснить, почему именно. Не буду уменьшать заслуг прекрасных художников анимации, которые проделали огромную работу, но песни входят в тебя и оседают в подсознании так, что ты помнишь их наизусть. «Бременские музыканты» — это генетический код, который есть в подсознании у каждого зрителя. С одной стороны, я как режиссер не должна разрушить цельность этого мультфильма, а с другой — создать уникальное произведение, по-новому прочитанное, выразить свой взгляд на известный всем сюжет. Я отталкивалась от пьесы театра имени Ленсовета, в которой бродячие музыканты — цирковые артисты. От этого зародилась вся концепция спектакля в стилистике Цирка дю Солей.

— Особенностью этого цирка является то, что там нет животных.

— И у нас в спектакле нет животных — мы решили создать свой театрализованный вариант Цирка дю Солей. Отправной точкой стала история цирка уродцев Барнума. Наши бременские музыканты — это люди с некоторыми для человеческого социума изъянами.

— Вы поднимаете в спектакле тему принятия?

— Да, вопрос принятия любого человека другими людьми и человеческого принятия себя внутри любого пространства. Мы также поднимаем пласт тем, связанных с взаимоотношениями детей и родителей, принятием взросления, умением выстроить диалог внутри семьи. Я не хочу нагрузить шестилетних детей какими-то трансцендентальными смыслами, нет, каждый зритель получит свое — это многоплановая история. Любая сказка — это лишь форма диалога с ребенком.

— Чего надо придерживаться, работая над спектаклем для детей?

— Дети в каком-то роде взрослее нас, и нет никакого смысла общаться с ними с помощью какого-то иного, уменьшительно-ласкательного языка. Пока они находятся в детском возрасте, они объемнее видят мир. Они все чувствуют, понимают, размышляют, дети — настоящие философы, и с ними можно и нужно говорить на разные, взрослые темы. Все закладывается в детстве. Самое главное — не показывать на сцене вымышленный, ненастоящий мир, вводить их в заблуждение. Надо вести честный разговор с детьми, используя определенную форму. Именно это заложит в них правильные импульсы, как жить и воспринимать людей вокруг. Я понимаю, что на детский спектакль придут и родители, бабушки и дедушки, поэтому для меня победой будет то, что они смогут всей семьей поразмышлять на вечные темы.

— Для родителей ваш спектакль станет возвращением в детство.

— Поэтому я и ушла в стилистику цирка. Цирк — это то место, в котором ты действительно отключаешься от всего — ты постоянно восхищен, поражен, испытываешь чисто детские эмоции — в тебя входит безудержная радость. С учетом всех важных для нас тем — это чувство очень важно для восприятия этой истории, поэтому мы выбрали такую форму. Артисты труппы учатся жонглировать, показывать конкурсы, делать акробатические этюды. Откройте того же Мейерхольда или Чехова — о синтетическом артисте говорили испокон веков, с момента создания драматического театра. И артисты труппы справляются с поставленными задачами, недаром за плечами — наследие школы Корогодского.

 Как вас обогащает работа с труппой ТЮЗа?

— Я воспринимаю каждого человека, который появляется в моей жизни — будь это артист или работник цеха — как своего учителя. После каждого выпуска спектакля я понимаю, что я еще чем-то обогатилась, шагнула вперед — люди уникальны. Я благодарна тому, что у меня уже есть где-то 800 учителей, причем каждый привнес что-то свое. Мне очень бы хотелось продлить знакомство с труппой, почувствовать друг друга и поработать, например, над «Божественной комедией» Данте, выйти на другие уровни. В ТЮЗе очень интересная труппа, она самоотверженно рвется в бой, так что я счастлива работе с ней.

— Кто входит в вашу постановочную команду?

— Нина Антропова — художник по костюмам и сценографии, мы сделали с ней в театре Роста спектакль «Цветик-семицветик», Иван Виноградов — мой бессменный художник по свету, он прекрасно понимает, как я выстраиваю сцены и помогает мне в этом. Артем Иванов — ассистент режиссера, а Денис Айзин — хореограф-постановщик.

— О чем вам хочется сказать более всего вашим юным зрителям?

— Чтобы дети наслаждались жизнью, впитывали всю ее по-максимому и пробовали себя в ней, не боясь ничего, вдыхали полной грудью. От взрослых зависит очень многое: они могут закрыть дверку на пути ребенка к познанию мира и себя, просто сказав «нет». Важно не препятствовать, дать свободу. Понятно, что надо следить и оберегать от крайностей, но в крайность сам не пойдешь, обычно в крайность уходят в отместку за, а не просто потому, что ты очень хочешь быть плохим. Все крайности рождаются исключительно благодаря запретам. Я хочу, чтобы дети сделали свою жизнь настолько яркой, насколько им захочется. И взрослые тоже не забывали, что они могут начать жизнь в 30, 40, 50 лет, просто надо понять, что она одна и у нее есть конец. Какой смысл запирать себя и ограничивать, ты должен чувствовать внутреннюю радость от своей жизни, а не каждый день думать, ради чего это все было сделано или сожалеть, испытывать чувство упущения чего-то важного. У нас хороший финал — каждый герой нашего спектакля находит свое счастье, и я этого же желаю нашим зрителям.

Елизавета Ронгинская, Musecube, 10.12.2024




Национальный проект «Культура»
yamusic

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика