Лучезарная, искренняя, легкая, стремительная, задорная, полная внутренней силы актриса Анна Слынько работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 20 лет. Ученица В.В. Лобанова и А.В. Иовлева сыграла свою первую роль на сцене театра в спектакле «Госпожа Странная мысль» Владимира Туманова. Сейчас в репертуаре актрисы 14 названий, подчеркивающих огромный диапазон ее актерских возможностей. Анна играет пылкую Джульетту в «Ромео и Джульетте» и идущую до конца Антигону в «Антигоне», нежную Утрату в «Зимней сказке» и веселого, поэтичного мальчика Витю в «Счастливом неудачнике», умудренную жизнью Хозяйку в «Обыкновенном чуде» и никогда не останавливающегося перед трудностями Конька-горбунка в «Коньке-горбунке». Анна — номинант премий «Золотой Софит» и Прорыв», востребованная в каждой новой постановке и любимая зрителями актриса. Мы поговорили с Анной Слынько о преемственности поколений, экологичности профессии артиста и значимых для нее ролях.
— Анна, кто из артистов ТЮЗа впечатлил вас более всего, когда вы только пришли в театр?
— Одно из наиболее ярких впечатлений — Игорь Георгиевич Шибанов: то, насколько профессионален был этот великий актер, поразило меня в первом же спектакле, в котором я его увидела. Тогда, сидя в зрительном зале, я смотрела «Неделю, полную суббот» и не могла оторвать глаз от Игоря Георгиевича — харизматичный, точный, обаятельный, энергичный. Он умеет поглощать все зрительское внимание, это очарование от встречи еще долго остается, греет.
— Наверное, ваша первая совместная работа с Игорем Георгиевичем Шибановым и Ириной Леонидовной Соколовой в спектакле «Госпожа Странная мысль» стала для вас знаковой. Как это было?
— Это поколение артистов лишь своим личным примером, своим подходом к работе отвечают на многие вопросы молодых актеров. Я ни разу в процессе работы не испытала негативного к себе отношения. Ирина Леонидовна Соколова, Игорь Георгиевич Шибанов, Сергей Георгиевич Жукович, Сергей Алексеевич Шелгунов — компания мастодонтов, они сами получали удовольствие от процесса репетиций и еще и тебя туда затаскивали, давали свободу и терпеливо ждали, ждали пока молодая актриса «начнет схватывать все налету». Это любовь, это процесс соединения поколений, важный, очень важный период. Может они сами этого вовсе не осознавали, но инстинктивно действовали правильно, не раздавая советов, наблюдали. Удивительные актеры.
— Кто еще оказался для вас проводником в мир ТЮЗа?
— Николая Николаевича Иванова, с которым мы были заняты в спектакле «Неделя, полная суббот», я буду помнить всегда. Он помогал мне в репетициях Суббастика, он слушал меня — молодую актрису, со вниманием и присущей только ему хитрицой. Это лукавый взгляд, ироничный — это первое, что я вижу перед глазами, вспоминая Николая Николаевича. Зайти к нему в гримерную утром и повторить текст перед спектаклем — это целый ритуал, это настрой на спектакль, это короткое время, чтобы успеть пожелать друг другу хорошего дня перед трудовым днем, где зрителю будут нужны наши эмоции. Мне всегда с Николаем Николаевичем было тепло, он по-отечески ободрял, оберегал меня и я смею думать, что это была дружба.
— Что для вас значит работа в ТЮЗе?
— Лишь некоторое время спустя я осознала, в какую эпоху я угодила, случилось большое профессиональное счастье разделить сцену именно с этими артистами. Но когда я пришла в театр я, конечно, была зеленая, мало осознавала себя, коллеги ко мне приглядывались, а я всех старших боялась: они опытные, ОНИ РАБОТАЮТ В ТЮЗе!!! Комично, вероятно, но вот ситуация. Мне до того было неловко, что я даже не могла позволить себе обедать в актерском буфете, мне казалось, что я еще ничего не сделала, чтобы разделить стол со своими коллегами. Наверное это смешно, наивно сейчас, но вот было же. И имело значение.
И я рада, что у меня в театре есть друзья — это необыкновенная поддержка, великая ценность. Они наполняют мудрым и здравым отношением к жизни, дарят надежду, силы, радость и тепло. Я их очень ценю. Театр — это не поверхностное общение, а открытие своей души и мыслей людям, окружающим тебя, это близкие и постоянные отношения, которые за долгие годы становятся лишь крепче. Что самое ценное? Отношения. Нам бывает порой очень непросто, нам актерам, актерскому цеху: ведь мы все рядом, постоянно в одном котле, репетиции, спектакли. Столкновение интересов, где-то недопонимание — случается всё. Но в такой большой семье есть надежный тыл — ДРУЗЬЯ В ПРОФЕССИИ. Это те люди, которые помогают не терять истинных ориентиров, думать прежде всего о деле, задавать своим действиям, мыслям планку. Я ценю дружбу и говорить о родных людях хочу тихо. Они и сами все знают.
— Как реализуется процесс преемственности поколений сейчас?
— В работе это делать лучше всего. Конек-горбунок — роль, образ, который живет и передается из поколения к поколению. Это самый важный пример. Зарождение театра, его начало — в этом спектакле. Эта роль — колоссальная ответственность. Спектакль в целом имеет значение! Через столько поколений он прошел. Вот она связь: зрительская и профессиональная. Это спектакль, с которого начинается театр для юных зрителей. И дарит уже взрослым, вполне себе солидным, состоявшимся людям волшебство. Не так уж мы все и циничны в своих больших важных заботах. Вот история: мой хороший приятель вполне взрослый серьезный человек пришел со своими детьми на «Конька-горбунка». В антракте, гостям показывала закулисье: вот кит, вот ладья Царь-девицы, а здесь шатер и задник со звездами. И этот вполне умудренный человек ходил, открыв рот, даже больше наверное своих детей. А когда за кулисами мы встретили Никиту Острикова в образе Ивана и он пожал руку моему знакомому, знаете под каким впечатлением был мой приятель?!!!! Вечером мы отдыхали и он поднял тост за театр и за возможность ПОБЫВАТЬ В ДЕТСТВЕ. Тут можно нам поулыбаться, набрать снова цинизма, высмеять. А я видела эти глаза и это чудо — взрослый человек вновь был ребенком. Что еще помогает осуществлять процесс приемственности поколений? Опыт, традиции, знание сцены, а она у нас довольно особенная, на многие другие непохожая. Понимаешь, есть счастье работать здесь и сейчас со старшим поколением. А если вот этой возможности больше нет, не может молодой артист увидеть Шибанова, Иванова, Жванию, Тодорова (если только в записи смотреть спектакли, фильмы), преемственность начинает жить в знании истории театра. Встречи, воспоминания, книги об этих людях. Все это собирается в то, что можно передать молодым, пусть не так эмоционально это их заденет, но станет ориентиром, даст представление верное о театре, сцене, которую нам дано разделить вместе, и это можно сделать ответственно.
— За что вы любите свою профессию?
— За то, что можно вместе со зрителем задавать вопросы, через призму героя и своей природы задавать их нестандартно, смотреть под разными углами. Это работа бесконечна и она завораживает. Название одно и тоже, но тот же самый вопрос на каждом спектакле может звучать иначе, чуть иначе. Энергия жизни — театр неповторим в своем начале. Актерскую профессию я считаю одним из экологичных видов искусства. Актер уходит и все, что будет после него, дай бог, заденет, коснется, напитает душу. Воспоминания о спектакле подвергаются работе и можно еще думать и ощущать, пересекаться ментально с актером. Театр дает эту пищу уму. Мы — люди, как вид навсегда обреченный на воображение, будем нуждаться в свете, надежде, и театр в этом нам такая подмога по жизни. Каждому. Что актеру, что режиссеру, что зрителю. Только остается найти свой спектакль, через который многое может приоткрыться человеку. В самом себе. Как важен в этом смысле наш ТЮЗ!
— Чем вас наполнила роль Хозяйки в мюзикле «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти?
— Мне в целом очень нравится, что эта работа есть в нашем театре, плюс у нас замечательная команда. С точки зрения технической — это колоссальный опыт. Алексей привел свою супер профессиональную команду, стиль работы, отточенность, репетиции — все в ином ключе. Для актера важно работать в разной стилистике. Это развивает. Это тебя очень встряхивает — полезно из одного репетиционного способа попадать в другую атмосферу. Поэтому мне было очень любопытно, я была открыта к новым решениям и задачам. Хозяйка — это достаточно зрелая женщина, и здесь можно было поработать над гранями — пойти в какую-то другую, непривычную для себя сторону — поразмышлять над отношениями людей вообще не юных — с потерями, своими недостатками, жизненным опытом. Мне нравится работать над образами людей, которых испытывает судьба — жизнь показывает им все свои грани и человек справляется — с невзгодами, неудачами, потерями, несбыточным. Интересно наблюдать за тем, как он может выиграть в этой борьбе, в этих обстоятельствах.
— В «Отрочестве» Ивана Орлова в образе Мамы тоже есть сходные внутренние противоречия.
— Я эту работу отмечаю и ценю. Мы с Димой Ткаченко заняты в этом спектакле и для нас это знаковое партнерство. У нас очень много совместных работ — «Зимняя сказка», «Алые паруса», «Ромео и Джульетта», но здесь мы перешли к роли родителей — и нам интересно, насколько мы можем раскрыть друг друга. Я желаю Диме прекрасных партнерских отношений, впечатлений, пусть все складывается хорошо в работе.
— Какую роль вы вспоминаете особо?
— В определенный период времени роль, про которую я сейчас скажу, имела для меня очень большое значение. Это — гном Пятница в спектакле «Волшебник Изумрудного города» Евгений Зимина — не сказать, как я полюбила этого персонажа! Во-первых, я сочиняла его сама, во-вторых, мне так нравилось, что это была ансамблевая работа, в которой для того, чтобы проявиться, было необходимо четко занимать свою нишу. Сейчас для меня особенно дорога роль в спектакле «Счастливый неудачник» Ивана Пачина — я по-прежнему в ней варюсь, задаю вопросы, работаю с этой ролью — процесс идет и доставляет мне колоссальное удовольствие. Хочется быть почаще в этом спектакле: мне так нравится, когда на сцене есть возможность проявиться всем, ансамбль в целом заявляет о театре, показывает многочисленные грани труппы. А Валерий Анатольевич Дьяченко для меня душа этого спектакля и неутомимый в поиске актер. Роль Принцессы в «Снежной королеве» — это такой актерский опыт, роль в которой интересно, нескучно, эксцентрично. Спасибо Антонине Юрьевне Введенской за такой точный взгляд и возможность поработать над этим образом. Роль Ассоль в «Алых парусах» для меня особенно важна, я ее лелею и дорожу. Я сознательно не говорю обо всех ролях, чему-то не пришло время быть на бумаге, я просто хочу сохранить это для себя.
— Анна, какие задачи вы ставите перед собой?
— Я бы хотела сказать тоньше и точнее.
Елизавета Ронгинская, Musecube, 31.10.2024