В каждом театре есть свои герои. Для актрисы ТЮЗа имени А.А. Брянцева Анны Дюковой абсолютно естественно исполнять роли представительниц высшей крови и неординарных личностей. Полная нежности, тонкого ума и лиризма, стойкая Гермиона в «Зимней сказке» готова идти до конца в доказательстве своей правоты, как и сама актриса, упорно стремящаяся к своей цели. Добиться успеха можно разными путями, и художественные образы Анны доказывают это. Драму каждой роли Анна раскрывает подробно и разносторонне, словно под микроскопом высвечивая сложность человеческого выбора.
Анна Дюкова родилась в актерской семье: театральный воздух с самого детства питал ее образ мыслей и формировал систему восприятия мира. Родители – актеры Архангельского театра драмы, в котором Анна в возрасте 5 лет сыграла в спектакле «Две зимы и три лета» по Федору Абрамову. В детстве Анна посещала музыкальную школу, часто выступала в школьных постановках и твердо была уверена в том, что свое будущее свяжет с театром. Так и произошло: девушка приехала в Петербург и поступила в Театральную академию, после окончания которой была принята в труппу ТЮЗа. За 20 лет работы в театре Анна сыграла более 30 ролей. Актриса замужем за известным киноартистом Ильей Шакуновым, их дочь Василиса играет в мюзикле «Кентервильское привидение», который идет на сцене ТЮЗа, поэтому искусство окружает Анну со всех сторон.
Сейчас в репертуаре актрисы тринадцать названий: работы как в спектаклях для взрослых, так и для более юного поколения. Красивая, утонченная, грациозная, с пронзительными глазами, обворожительной улыбкой и ярким умом Анна погружается в пучину неизведанных характеров, с упоением наслаждаясь работой. Нарисованные образы объемны и достоверны, в каждом из них мерцают грани характера актрисы.
Постановка «Контракт», в котором Анна играет топ-менеджера крупной компании, принимала участие в Эдинбургском фестивале. В основе работы Тимура Салихова пьеса британского драматурга Майка Бартлетта, под острым углом рассматривающего проблемы современности. Бездуховность мира, зависимость человека, готовность идти на большие жертвы во имя вымышленных идеалов раскрывается под призмой черной комедии. Персонаж Анны – строгий, безэмоциональными человек, продавший свою душу дьяволу и стремящийся сделать всех остальных «пушечным мясом». Эффектная, не сомневающаяся героиня словно мстит окружающим за то, что она сделала с собственной жизнью. В конце спектакля есть лирическая нота – исполнение «Lacrimosa dies illa» из «Requiem» Моцарта, которое возвращает в прошлое и показывает человеческое лицо героини, когда-то давно ничуть не отличающейся от юной сотрудницы фирмы. Одиночество, полное преобладание профессии над человеком, возможно, делает его супер профессионалом, но, несомненно, лишает духовности.
Эта же тема, но уже под другим углом, прослеживается в другой работе – постановке «Дорогая Елена Сергеевна» Александра Иванова, где актриса играет заглавную роль. Растворившаяся в своих учениках и преподавании, честная и глубоко одинокая учительница искренне радуется тому, что ее навещают ученики. Настолько же высока оказывается степень разочарования, когда она понимает, что их приход не связан с уважением к ней, а имеет корыстные цели. Столкновение мира детей и взрослых исключительно трагично: идеалы отцов ни один зерном не проросли в сердцах детей. Жесткость и бескомпромиссность главного героя ставит крест на всей педагогической деятельности героини, обесценивает существование Елены Сергеевны. Анна Дюкова нежна и пронзительна в этой роли, почти на физическом уровне чувствует горечь и бесцельность своей жизни.
Трагическая ситуация заставляет усомниться в своих представлениях о мире и другую героиню Анны – Гермиону, жену Леонта в «Зимней сказке» Уланбека Баялиева. Страшное подозрение властного и не воспринимающего чужую точку зрения Леонта толкает невинную и преданную жену на страшные муки. Лишенная любви и заботы, а так же своего младенца, героиня твердо стоит на своих позициях, понимая все безумство выдвинутых обвинений. Анна рисует чудесный образ любящей жены и матери, готовой умереть во имя справедливости. Умение прощать наполняет естество героини, судорожно пытающейся достучаться до воспалённого сознания мужа. Замечательная работа Анны воплощает женственную, но исключительно сильную героиню, которая вознаграждается за свою веру в справедливость.
В двух спектаклях по пьесам Островского: «Бешеные деньги» и «Доходное место» Анна играет жен обеспеченных мужей, переживающих определенную трагедию непонимания. Если бы поменять эти пары местами, получилась бы идиллия, но не было бы драматического конфликта. В «Бешеных деньгах» Александра Кузина Лидочка готова пойти на все возможное ради финансового благополучия: капризная, юная героиня ценит только внешний блеск и умение производить впечатление. В «Доходном месте» Дмитрия Астрахана более взрослая и умудренная жизненным опытом Вышневская, напротив, хочет достучаться до мужа, который считает, что лишь материальные блага дают ему право на ее любовь, жаждет увидеть в нем третное и живое сердце.
Истории 19 века, вместе с костюмными атрибутами, чудесно дополняют Анну, абсолютно комфортно чувствующую себя в эпохе Золотого века. Анна Сергеевна в «Отцах и детях» Георгия Цхвиравы — глубоко рациональная женщина, которая пытается дать волю своему сердцу, но личная гармония и покой оказываются важнее вспышек страсти. Аннушка из «Иудушки из Головлева» Георгия Васильева – напротив, увлекающаяся и трепетная натура, ставящая эмоции превыше гласа разума. Как актрисе удается вскрывать настолько разные характеры и находить удивительные оттенки — остается загадкой. Ее Луиза из «Маленьких трагедий» Руслана Кудашова – утопающая в безумном страхе девушка, которая хочет обмануть смерть. Фантастическое исполнение композиции Вертинского «Кокаинетка» звучит настоящим гимном борьбы и ироническим преодолением ужаса смерти.
Завершая, хочется коснуться еще одной роли — тетушки Йос в спектакле «Зима, когда я вырос» Артема Устинова, где актриса воплощает странную, замкнутую на своем горе героиню, которая предоставляет максимальную свободу своим детям. Зацикленная на страшных переживаниях прошлого, неземная, легкая импульсивная женщина – яркий представитель художественного мира постановки, рисующей беззащитных и инфантильных взрослых.
Анне Дюковой чудесным образом удаются совершенно различные образы, богатый духовный опыт и упорное стремление разгадать зерно роли – прекрасный оплот для постижения нового. Актриса самобытна, открыта и добра сердцем, проникновенна и рациональна, невесомо прекрасна и поэтична. С нетерпением ждем новых ролей, которые смогут раскрыть новые страницы ее творческой книги.
Аглая Прокофьева