Наталия Эфендиева, Pulse, 19.12.2014
Дмитрий Волкострелов вновь поставил в ТЮЗе спектакль. Третий по счету. В трех пространствах: начинается он на малой сцене (здесь играют 7 пьес из 9), продолжается в фойе («Квадрат») и завершается в Белой комнате («Дыхание»). И это, пожалуй, самый радикальный эксперимент для данного театра. Впрочем, один выбор драматурга чего стоит! Для нового спектакля Волкострелов отобрал никогда не переводившиеся тексты Беккета, написанные в период с 1961 по 1983 годы. Сочинялись они и не для сцены вовсе, а для радио и телевидения. И в этом еще один несомненный вызов авторов постановки. Спектакль начинается в совершеннейшей темноте, которая длится без малого 25 минут. Что, конечно же, совершенно непривычно для зрителей, предпочитающих, скажем так, классический театр. То есть такой, в котором имеются завязка, кульминация и развязка, герои не повторяют реплики по десять раз и не растворяются в темноте без объяснения причин. И желательно, чтобы «Беккет. Пьесы» смотрели люди, видевшие перед тем хотя бы один волкостреловский спектакль, или хотя бы потрудившиеся узнать кто такой Беккет и как выглядят его пьесы. Тогда и разочарование будет сведено к минимуму, не придется чувствовать себя оскорбленным в своих художественных чувствах и заявлять об этом во всеуслышание. Черное пространство наполняется звуками: всхлипами, вздохами, шорохами, шебуршанием, актерскими голосами, резкими скрипами. Понемногу темнота обволакивает со всех сторон и воспринимается чуть ли не физически. Время от времени кто-то из актеров будет появляться в неясном и дрожащем круге света, произносить короткие реплики и исчезать во мраке. Каждого здесь можно заменить другим, голоса чередуются с видеорядом. В «Приходят и уходят» три девушки меняются местами и по очереди шепчут, выдыхают одни и те же слова: «Сколько же мы не виделись», «Давайте помолчим», «Что ты думаешь о Ви (Ру, Фло)?», «Вот сидим все вместе, как раньше на игровой площадке мисс Уэйд», и так далее. В конце концов, чувство, что, возможно, случилось что-то непоправимое, а герои утратили нечто навсегда, становится все сильнее. Собственно, в этом спектакле Дмитрий Волкострелов дает зрителю удивительную возможность — попытаться по-настоящему отключиться от происходящего вокруг, даже не видеть соседей и тем самым сосредоточиться только на сценическом действии и… на самом себе. Получается нечто вроде коллективного сеанса психотерапии. И где-то в глубине сознания рождается то, что невозможно выразить никакими словами и даже междометиями. Пожалуй, самым точным определением, которым можно обозначить происходящее в трех разных пространствах, будет перформанс. Или еще одно – хэппенинг, если иметь в виду и зрительскую реакцию на «Беккет. Пьесы». Вторая и третья части спектакля в этой мысли только укрепляют. В финале зрители переходят в Белую комнату, где рассаживаются на стулья, расставленные то там, то сям среди живописно разбросанного мусора: бутылок, бумаги, газет, фантиков, фольги, коробок из-под сока и пластиковых стаканчиков. Такая вот картина после конца света, непосредственными участниками которой становятся уже абсолютно все. И тогда немедленно вспоминается первая часть спектакля – странный мир полусна-полуяви, в который включаться можно было исключительно по своему желанию. Можно по-разному относиться к тому, что делает Волкострелов сотоварищи. Однако то, что он не оставляет попыток и продолжает работать с малоизвестными или вообще неизвестными драматургическими текстами, продолжая преодолевать сопротивление зрителей, не может не вызывать уважения. Дорогу же, как известно, одолевает лишь идущий.