Елена Бачманова, «MUSECUBE». 04.05.2014
В петербургском Театре юных зрителей им. Брянцева 2 и 3 мая состоялась премьера – спектакль «Плыл кораблик белопарусный» по мотивам северных сказов русского писателя Бориса Шергина. В качестве рекомендованного возраста создатели обозначили 6+ лет, хотя на самом деле эта постановка в гораздо большей степени предназначена для взрослых, нежели для детей, но и последние, безусловно, найдут в ней немало веселого, забавного и поучительного. Борис Шергин сделал для русской словесности, наверное, столько же, сколько Владимир Даль, всю свою жизнь он собирал фольклор, фиксируя на бумаге богатейшее наследие северных народов России. По мотивам его сказов сделан чудесный советский мультфильм «Смех и горе у Бела моря», а теперь Шергин потихоньку переходит на театральную сцену, у него есть чему поучиться: народности, музыкальности, юмору, а, главное, самобытности. В прошлом сезоне молодой режиссер Мария Критская поставила спектакль «Чук & Гек», получивший специальный приз премии «Прорыв-2014» «За талантливый детский спектакль». Но на этот раз перед ней встала гораздо более трудная задача: ей пришлось обратиться к самой сути, к самым корням русской культуры, чтобы выразить частицы мудрости народной. Выбор Критской пал на три сказа: «Золочёные лбы», «Варвара Ивановна» и «Как внук ходил умных искать», которые она объединила единой темой Белого моря, того чуда, что даровало и дарует жизнь всем поморским народам. Еще до начала действия зрители слышат звук корабельной рынды, крики чаек и шум волн, настраиваясь на суровость и честность северной природы. Три самостоятельных сказочных истории чередуются с моментами из обыденной жизни поморской семьи. Как тщательно и терпеливо, бревнышко к бревнышку, строят крестьяне свое судно, так и бережно, любовно создает Мария Критская свой спектакль. Видно, сколько работы проделала она и художник постановки Елена Соколова, чтобы передать всю чудную звучность и красоту народов Поморья. Говоря о целях спектакля, справедливым будет дать слово самому режиссеру: «Кроме задачи художественной, я вижу перед собой и актёрами и чисто просветительскую задачу: во времена выхолощенности слова и мысли, в мире, где многое ушло в план иллюзий и невещественности — живое, ясное и ощутимое Слово Бориса Шергина видится мне инструментом врачевания душ. Слово раскрепощающее, подвигающее к доброй деятельности и творчеству, пробуждающее здоровое нравственное чувство и юмор. Хочется передать также и свободное, праздничное, творческое отношение Шергина и поморов к повседневной жизни, которое помогает восторжествовать над стихией мелких случайных будничных страстей». Отличительной особенностью сказов Бориса Шергина является удивительная реальность его историй, он заставляет своих персонажей говорить на поморском диалекте и заниматься народными промыслами, незаметно увлекая их в вымышленный сюжет. Мария Критская очень верно уловила это настроение, поэтому все актеры на сцене превращаются в членов одной поморской семьи, которые то ли в шутку, то ли всерьез разыгрывают друг перед другом архангельские сказы. В первой истории «Золоченые лбы», прочитанной женской частью семьи, как водится, есть и царь-самодур, и царица Аграфена с дочкой и мамкой, и умный мужичок Капитон, что всех вокруг пальца обвел, да и зажил припеваючи. Эта сцена решена очень динамично, с шутками-прибаутками, танцами и песнями. Следом за ней выступают муж с женой, рассказывая о жизни Якуньки да супруги его, зловредной Варвары Ивановны, которую надумал умный мужичок с помощью Митробы извести. Что из этого получилось – смотрите сами. Третий сказ «Как внук ходил умных искать» оживляет уже вся семья, сидя за общим столом. Несмотря на внешнюю статичность, именно эта история обладает наибольшим психологизмом, которому также есть место в северно-русском фольклоре. В спектакле очень много всего исконного, настоящего, он напоминает о скоморошьих традициях на Руси, когда несколько ярморочных артистов мгновенно меняли маски и, дурачась, исполняли одну историю за другой. Очень органично выглядят также и декорации с костюмами, в материалах преобладают натуральные природные текстуры: дерево, лен, войлок, береста. В комнате, воссозданной на сцене, стоят лавки и столы из светлого дерева, на деревянном же полу лежат цветастые тканные половики, по углам прячутся метла да различный кухонный скарб. Все простое, понятное и невероятно близкое, оно будит в душе осознание чего-то важного и естественного, что мы упускаем в суете городской жизни. «Плыл кораблик белопарусный» не выглядит экзотикой или диковинкой, отнюдь, он очень уместно и своевременно появляется в ряду петербургских спектаклей, скоромно напоминая, что есть настоящая русская культура, имеющая громадный потенциал не только в плане художественной выразительности, но и в плане своей просветительской функции. Сказы Шергина лишены сентенций и нотаций, они воспринимаются просто и естественно, как сама жизнь.