Ж. Зарецкая, «Вечерний Петербург»
Место действия пьесы — больница. В фильме, который сам Вырыпаев снял по этой пьесе, все происходит на фоне стены из белого кафеля, к которой прислонилась единственная типовая кушетка. Мир, по Вырыпаеву, — это больница, где единственный способ выжить — переплавлять невыносимую жестокость бытия в красивейший танец, как это сделала центральная героиня пьесы, танцовщица Катя, которая и придумала свой Танец Дели, вдохновившись катастрофической реальностью Индии. Действие состоит из семи эпизодов, которые между собой принципиально не стыкуются. По фактам. Хотя вроде бы и герои повторяются, и больничная картинка неизменна. Персонажи, о которых в первом эпизоде говорят как о только что умерших (подруга сообщает Кате о смерти матери, а Кате отчего-то вовсе не хочется плакать), во втором оказываются живы. Зато мертвыми и давно забытыми становятся другие. Режиссер Дмитрий Волкострелов уверяет, что он принципиально не отслеживает внешнесюжетных линий, не простраивает связей между героями, а, наоборот, стремится эти связи убрать. А сосредоточиться старается на темах и идеях, заложенных в тексте. «В пьесе драматург много говорит о месте искусства в человеческой жизни и анализирует возможности существования человека в этом мире. Если задуматься, мир, в котором мы живем, — довольно страшное место, и в «Танце Дели» Вырыпаев ищет пути для того, чтобы принять его таким, какой он есть, и попытаться в нем жить», — утверждает режиссер. Текст для Волкострелова вообще приоритетен. Именно сам текст как некая субстанция, которая требует всякий раз новой, особой формы. И надо сказать, что по части новых форм Волкострелов изумительно изобретателен и современен. Недаром он оказался единственным режиссером, который был приглашен на ежегодный столичный фестиваль NET — Новый европейский театр, один из самых значительных в российском пространстве. Отдельно интересно, что Волкострелов пригласил в проект «Танец Дели» возрастных артистов ТЮЗа и не позвал никого из команды собственного Театра POST, с которой он до сих пор только и работал: из артистов, которые уже сотрудничали с Волкостреловым в «Танце Дели», — только Алиса Золоткова, сыгравшая «злую девушку» в одноименном спектакле, предыдущей тюзовской работе Волкострелова, выдвинутой нынче на «Золотую маску».