Елена Добрякова, Петербургский авангард, 26.12.2018
В Театре юных зрителей имени Брянцева состоялась новогодняя премьера. Спектакль «Снегурушка» по пьесе Михаила Бартенева получился адресно широким. Его с удовольствием принимают и взрослые зрители, и дети от шести лет и выше. Это не привычная классическая сказка, а современный, злободневный, наполненный иронией материал. Остроумно и написано, и сыграно, и поставлено. В ярких диалогах героев сказки легко узнаются реалии нашей жизни. Куда народ разъезжается из леса? Да кто куда. «Кикиморы-девчонки в город подались. Русалки в теплы моря поуплывали». А счастье-то не все нашли…
Молодой режиссер Ирина Кондрашова, выпускница актерского факультета ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича), режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда, неравнодушна к ТЮЗам и к сказкам. В ее послужном списке — постановки в самарском, тверском ТЮЗах, спектакли для детей в Орловском театре имени Тургенева, в Таллинне…
Приглашение на постановку в петербургский ТЮЗ Ирина расценила как подарок судьбы, а выбор современного материала — как возможность высказаться на темы сиюминутные и одновременно вечные.
В бартеневской сказке Снегурушка — симпатичная девушка Феня (Алиса Золоткова) не внучка Деда Мороза, а дочка чудака-изобретателя Кондрата Панкратовича (Владимир Чернышов).
Она ждет с войны своего жениха Пантелея (Никита Остриков). Но конечно, у нее есть соперница — сводная сестра Фёкла (Елизавета Прилепская), не блещущая красотой девица, готовая с помощью своей матери, истинной Бабы Яги (Татьяна Маколова), перейти дорогу Фене и заполучить в мужья чужого жениха. Тут на память придут и «Золушка», и «Морозко», позднее возникнут аллюзии и со «Снежной королевой», и с «Аленьким цветочком».
В спектакле фигурируют Леший (Сергей Жукович) и Водяной (Радик Галиуллин). И все хотят счастья — рано или поздно они его, видимо, дождутся. Надо только верить в заклинания Волшебной книги.
Очень похоже на внушения, которые страждущие получают на тренингах по духовной практике или семинарах по привлечению удачи, любви и богатства. По вере, как говорится, воздастся вам… Хотя кто-то и по-другому поймет: если ты делаешь добро другим и не думаешь только о своей выгоде, то к тебе обязательно обернется удача и радость.
В сказке есть один откровенно отрицательный персонаж, которому никакая вера не поможет. Это Мороз-Нарцисс. Такой Дед Мороз-фальшак. Его совершенно чудесно сыграл Андрей Слепухин. Узнаваемы в его образе популярные эстрадные звезды, красующиеся на публике и беззаветно влюбленные сами в себя. Дети искренне смеялись выходам Мороза-Нарцисса и вынесли ему нужный приговор.
Надо сказать, юмор, заложенный в сказке, зал встречал с готовностью. Современные дети прекрасно ориентируются в мире, который льется из интернета и с телеэкранов. Потому так полезно для восприятия смешение классических персонажей в новых реалиях. Бартеневу тут полный респект. И, конечно, несомненная заслуга режиссера Кондрашовой в том, что удалось сделать действие динамичным: нет ни одной минуты, когда зрителю скучно.
Сказка музыкальная, актеры много поют, танцуют (поклон хореографу Ирине Ляховской). Мелодии, придуманные Василием Тонковидовым, органично и деликатно дополняют действие. Хорошо поработали сценограф Павла Никитина и художник по свету Дмитрий Зименко — сложная большая сцена ТЮЗа едина, не распадается на отдельные составляющие, все сосуществует органично.
Возможно, актеры чуть больше, чем нужно, наигрывают и уходят в привычные приемы, которые используются на детских постановках, то есть возникает такой оптимизм в квадрате и мажорность в кубе. Интонации явно перекочевали сюда из прошлого века. Впрочем, оправдать это легко: времена, герои, равно как старые подходы и новые приемы в этом спектакле смешались в один коктейль.
И все же сказка есть сказка, особенно новогодняя: в ней как непременное условие обязаны присутствовать назидательность и нравоучение. Зло должно быть наказано, справедливость — восторжествовать. Мороза-Нарцисса сменит настоящий добрый Дедушка Мороз (Виталий Кононов), елочка засияет цветными огнями. Сердце Снегурушки, замороженное мстительным Нарциссом, растает. И Пантелей обретет любимую. Произойдет Чудо! А без него невозможно жить на свете.