Лицо Земли, 12+

Автор:
Ася Волошина, Евгения Сафонова
Режиссёр:
Евгения Сафонова
Художник-постановщик:
Анна Мартыненко
Художник:
Евгения Сафонова
Художник по костюмам:
Илария Янкина
Работа с макетом:
Маша Небесная, Женя Исаева
Медиа-художник:
Михаил Иванов
Художник по свету:
Гидал Шугаев
Саунд-дизайнер:
Андрей Титов-Врублевский
Художник-технолог:
Андрей Суров
 

Премьера спектакля состоялась  7 сентября 2017 года.

Постановочная бригада спектакля «Лицо Земли» объединила ведущих деятелей новой волны российского театра. Режиссер спектакля Евгения Сафонова — один из лучших отечественных режиссеров поколения тридцатилетних, лауреат Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» (2016). Пьесы драматурга Аси Волошиной идут более чем в десяти театрах страны, художник Анна Мартыненко сотрудничала с Александринским и Большим драматическим театрами, к работе над постановкой привлечены ведущие видеохудожники и саунд-дизайнеры Санкт-Петербурга.

Спектакль посвящен осмыслению одной из важнейших проблем, стоящих перед современным обществом — взаимодействия человека и окружающего мира. Постановка станет, по сути, первой в российском театре серьезной попыткой разговора об экологии, об ответственности человека перед природой и перед планетой. Верным ли путём идёт человек, пытаясь сохранить великое природное достояние Земли и не дать ей погибнуть под промышленными отходами и газовыми выхлопами? Авторы спектакля стремятся создать средствами современного театра мультипотоковое действие — одновременно поэтичное, познавательное и зрелищное повествование.

Евгения Сафонова о спектакле: «Ежедневно каждый из нас совершает действия, которые оказывают влияние на судьбу нашей планеты. У каждого из наших поступков есть цена, и она — огромная, если мыслить не рамками жизни человека, а в масштабах присутствия человека в окружающем мире. Мы живем, беря в долг у своих потомков — чем больше земных ресурсов мы используем сегодня, тем меньше останется нашим детям. Должны ли мы нести ответственность за свое присутствие на Земле? Для нас чрезвычайно важно вести разговор на эту тему именно с  подростками — аудиторией, открытой для диалога и потенциально способной повлиять на позитивные изменения в будущем».   

 

 

 
"Треплевский формат" // Мария Смирнова-Несвицкая, блог "Петербургского театрального журнала", 15.09.17

«Лицо Земли». А. Волошина, Е. Сафонова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева. 
Режиссер и сценограф Евгения Сафонова, художник Анна Мартыненко.

Константин Гаврилович Треплев мечтал изгнать из театра «театр» бытописательский, повествующий о том, как люди едят, пьют и носят свои пиджаки. Он жаждал говорить в Театре о главных для человечества вещах — об устройстве мироздания и жизни духа. Действие его пьесы происходит намного позднее исчезновения человечества с лица земли. И последняя фраза, прерываемая репликами «пиджаков», которую мы слышим: дьявол скучает без человека.

Тема экологии в современном искусстве очень не нова. И фильм «Дом» Люка Бессона 2009 года, и наш, мягко говоря, странноватый фильм «Лицо Земли» 2012-го, и знаменитый блистательный монолог Джорджа Карлина, ушедшего в 2008-м, «Планета в порядке, это людям п… ц», и множество других попыток обращено к каждому из нас, включающему по утрам новости и выслушивающему сообщения об очередном землетрясении, смертоносном торнадо и снеге в июле. Мы беспокоимся. Но — всем нужно носить свои пиджаки! И беспокойство отступает, забывается, откладывается на потом. В 2009-м ученые (которым мы не очень-то доверяем) давали 10 лет на предотвращение экологической катастрофы. 10 лет на исходе.

Талантливая команда авторов спектакля «Лицо Земли» находит такую форму обращения к нам и нашим детям, которая «припирает к стенке». «Потом» скорее всего не наступит, если мы не включимся — здесь и сейчас.

Постановщики используют такой ритм и способ воздействия, сопротивляться которому не получится, и не только потому, что информационная полифония не дает «отдохнуть». Свет, звук, шумы, музыка, львы, орлы, молчаливые рыбы, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом, словом, все жизни, проплывающие на экранах, лайф-съемка, увеличивающая малое до гигантских размеров, — все это давно и законно стало выразительными средствами театра. Но в сочетании со способом существования актеров возникает глубина, которой не ожидаешь. Для актеров это не театр — это акция, акция протеста, где неуместны и покажутся кощунственными привычные актерские совершенства: обаяние и улыбка, разнообразие интонаций, способность передать многомерность образа. Здесь это табу. Минимализм во всем: жанр нон-фикшн для них — нон-экшн. Геометрические мизансцены и супрематические световые фигуры, возникающие фоном за их спинами, энергия, строгость и слаженность действий тимуровской команды. Почти инквизиторская серьезность и ритуальность пионерских построений могла бы и устрашить — но постановщики находят некий контрапункт, призывают такую важную для театра — и для мироздания — категорию, как масштаб. На столах — стеклянные ящики, в которых с помощью макетов актеры иллюстрируют — конструируют — планетарные события: возникновение Земли, потопы, оледенения, происхождение жизни, вновь потопы и оледенения, катастрофы и возникновение жизни. И это по-детски трогательное сосредоточенное и старательное копошение возле «игрушек», желание понять устройство мира, приобщиться к его созиданию, насажать деревьев, спасти и быть ответственным вдруг пронзает острым ощущением сопричастности, благодарности и любви. В подтверждение первого закона экологии — все взаимосвязано со всем.

В костюмах, совсем простых, напоминающих одновременно и прозодежду 1920-х, и деловитую лабораторную униформу, угадывается и намек на безрадостность сиротского приюта, страх утраты красоты.

Сквозь геометрически-выверенную и, казалось бы, холодно просчитанную структуру спектакля проступает тема поэзии и тайны этого мира, которую не постичь без имени Создателя. Оно не упоминается в тексте (и правильно) — но является каждому, кто способен услышать или узреть.

И — наконец, эпиграф, который превратился в эпилог: «Посмотри, как прекрасен мир, который Я сотворил! Все, что я создал — создал для тебя. Будь осторожен, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир, ведь если ты испортишь, некому будет исправить» (Мидраш «Коэлет Раба», гл. 7, п.13).

Мария СМИРНОВА-НЕСВИЦКАЯ

"Видеокамерный театр. "Лицо Земли" Евгении Сафоновой в петербургском ТЮЗе // Дмитрий Ренанский, газета "Коммерсантъ", 15.09.17

Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева показал премьеру спектакля «Лицо Земли» по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Сафоновой.

Глобальное потепление, вымирание животных и растений, нарушение природного баланса на фоне беспечности общества потребления — в первом приближении «Лицо Земли» может показаться прежде всего социально-экологической акцией. Однако новая работа прошлогоднего лауреата премии «Прорыв» за лучшую режиссуру примечательна не столько темой, сколько ее осмыслением и театральной интерпретацией. Человек предстает в «Лице Земли» отнюдь не венцом творения, но берущим в долг у потомков самонадеянным эгоцентриком, оставляющим за собой след из мусора и убежденным, что вокруг него вращается вся вселенная. Спектаклю большой формы нужна большая идея, и в премьере петербургского ТЮЗа она присутствует: экологическая тематика становится у Евгении Сафоновой лишь отправной точкой для неожиданных на отечественной сцене размышлений о крахе гуманистической цивилизации, о разочаровании в человеке, в его смысле и назначении.

О том, как полезно бывает усмирять свое эго, свидетельствует работа артистов ТЮЗа. И дело тут вовсе не в необходимости следовать жесткому формальному рисунку статичных мизансцен, не в отказе от всякого лицедейства и каботинства, не в сдержанном способе существования, вынуждающем забыть обо всем, чего ждет от русского актера публика, а в пересмотре традиционной иерархии элементов спектакля. Историю социокультурной катастрофы невозможно сыграть, ее можно только рассказать, прокомментировать, отрефлексировать, чем и занимается в «Лице Земли» коллективное тело, многоголосый хор, одетый художником по костюмам Иларией Янкиной в стильную дизайнерскую прозодежду. Между тем большую часть спектакля действие разворачивается вовсе не на сцене, а над ней — на гигантском полиэкране, приковывающем внимание зрителя сложно организованным мультимедийным повествованием (видеохудожник Михаил Иванов). Протагонисты «Лица Земли» не актеры, но видео, звук и свет, что вполне логично.

Интересно, что до сих пор работавшая преимущественно на камерных подмостках Сафонова во всех громких прошлых своих спектаклях — и в «Двух бедных румынах, говорящих по-польски» Дороты Масловской в «Этюд-театре», и в «Братьях» по Достоевскому в «Приюте комедианта» — концентрировалась прежде всего на работе с актером. В этом смысле «Лицо Земли» смотрится важной вехой в биографии режиссера. Сценографию Сафонова сочинила в тандеме с Анной Мартыненко, и сам выбор выразительных средств работает здесь на замысел целого: с видеокамерами и онлайн-трансляцией в российском театре не работает сегодня только ленивый, но редко когда использование мультимедиа выглядит столь драматургически осмысленным и оправданным. В спектакле разговор ведется из точки невозврата, когда под воздействием пресловутого человеческого фактора облик планеты меняется раз и навсегда, и многие детали экосистемы перестают существовать, сохранившись лишь в аудио- и видеодокументации: цифровой сигнал в «Лице Земли» — знак неживого, исчезнувшего, утраченного.

Художественный язык перфекционистского спектакля — с тревожным саунд-дизайном Андрея Титова-Врублевского, с живым, пульсирующим светом Гидала Шугаева, с нелинейной драматургией текста Аси Волошиной (разнородной структурой походящего на ленту соцсети, в которой научпоп соседствует с эстетской лирикой и острыми социальными высказываниями) — выводит «Лицо Земли» далеко за рамки привычного канона отечественных постановок, рассчитанных на молодую аудиторию. Но именно этот язык оказывается наиболее близок и внятен многопотоковому сознанию нового поколения зрителей, растущих в медийную эпоху: тотально авторский, сочиненный с нуля петербургской командой единомышленников проект предлагает внятную альтернативу репертуарной матрице ТЮЗов, давно нуждающейся в радикальном переосмыслении.

Дмитрий РЕНАНСКИЙ

 
 

Ближайший показ

Лицо Земли, 12+ Вт 28 ноября, 19:00
Лицо Земли, 12+

 Абонемент № 4

Пт 08 декабря, 11:00
Лицо Земли, 12+

 Абонемент № 5

Пт 08 декабря, 18:00