Зима, когда я вырос, 12+

Автор:
Петер ван Гестел
Режиссёр:
Сценография и костюмы:
Алексей Порай-Кошиц, Игорь Каневский
Художник по свету:
Денис Солнцев
 

Премьера спектакля запланирована на 27 и 28 апреля 2017 года.

«Зима, когда я вырос» — спектакль для подростковой и молодёжной аудитории по повести Петера ван Гестела.

Томас, главный герой, читает книжку, которая называется «Солнечное детство». Когда он показывает ее своему другу Звану, тот спрашивает «Солнечное детство - что это такое?».

«Зима, когда я вырос» - книга не про солнечное детство. Это произведение интересно и ценно именно тем, что оно не описывает безоблачного мира, «когда мы были маленькими», не идеализирует его, а очень тонко, ненавязчиво дает понять, что детство — очень важный период жизни, когда человек как бы проживает всю жизнь в миниатюре, видит ее светлые и темные стороны.

Это история потери и обретения, постоянного бегства от одиночества, первого бессознательного сильного чувства и дружбы. Это история взросления как осознания того, что нет в жизни ничего вечного и постоянного. Люди уходят, исчезают, время нельзя остановить, оно непрерывно движется вперед, и первое столкновение с этим фактом в десять лет — серьезное событие. Именно в этом возрасте ты четко начинаешь понимать, что есть вещи, которые вернуть уже нельзя. Мир, который до того был вроде бы таким устойчивым и неизменным, вдруг начинает рушиться — умирает мама, папа не может справиться с депрессией, в школе ты становишься изгоем, а вдобавок ко всему наступила такая холодная зима...

И все бы было очень печально, если бы эту историю не рассказывал десятилетний мальчик, который ничего не анализирует, не рефлексирует, не делает никаких глубокомысленных выводов — он просто воспринимает жизнь во всей ее полноте.

Режиссёр о спектакле: «Дети взрослеют раньше, чем мы думаем: в этой повести, например, они вынуждены быть взрослыми и тащить на себе груз невзгод. Они более живучие, и часто вытаскивают из проблем своих беспомощных родителей, а не наоборот. И это недалекая от реальности ситуация. Этот спектакль будет интересен для детей, которые что-то понимают про себя, и для взрослых, которые понимают или пытаются понять что-то про детей».

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут, с одним антрактом.

 

 
Действующие лица:                           Исполнители:

 

Томас Врей

 

Никита Марковский

 

Отец

 

Артемий Веселов

 

Тетя Фи

 

Елизавета Прилепская

 

Пит Зван

 

Олег Сенченко

Фёдор Федотов

 

Бет Зван

 

Ксения Плюснина

Мария Зубова

 

Тетя Йос

 

Анна Дюкова

Анна Лебедь

 

Лишье Оверватер

 

Ксения Плюснина

Мария Зубова

 

Олли Вилдеман 

 

Константин Федин

 

Учитель 

 

Алексей Титков

 
"Голод можно заглушить, а горе - нет" // Оксана Васько. БезВаськоНикак, 29.04.17

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Зима, когда я вырос» по пьесе Петера ван Гестела.

Перед зрителем появляется 10-летний Томас Врей, от лица которого и пойдет все дальнейшее повествование.

В 8 лет мальчик потерял мать; 2 годами позже его оставляет и родной отец. Чтобы прокормить семью Йоханнес Врей вынужден отправиться на заработки в только что разгромленную Германию, где он собирается работать цензором. Врей старший оставляет единственного сына на попечение тети.

В то же самое время Томас заводит дружбу с новым мальчиком в классе – Питом Званом, который приглашает близкого по духу Врея пожить у него дома. Там Томас знакомится с двоюродной сестрой и тетей Пита — Бетой и Йос Зван. Родителей Пита и отца Беты расстреляли немцы в Польше в 1939 году за то, что в их паспортах в графе «национальность» было написано страшное для тех дней слово «еврей».

Надо отдать должное режиссеру Артему Устинову, который сумел доступным и понятным языком донести до юных зрителей страшные события Второй мировой войны и гнета одними народами других.

Он тонко и очень натурально помещает зрителя в послевоенную Голландию (хоть она и не участвовала в войне). Благодаря музыке и достаточно простым декорациями я почувствовала, как из зала петербургского театра я переместилась на одну из европейских площадей в канун Рождества. Актеры играли очень хорошо, особенно меня порадовал юный состав.

Единственное: у меня есть недопонимание относительно финала «зимней сказки». Он немного смазанный и, как по мне, не до конца прописанный. Мне точно хотелось бы видеть на экране финальную картинку природных красот гораздо дольше, чем позволил этому режиссер. И Томас должен быть не отделен от нее, а помещен внутрь. Тогда было бы ощущение хорошего конца и продолжения истории. Не хватило мне чувств и полноты эмоций для «разрешения» финала.

А в остальном «прекрасная маркиза, все хорошо! Все хорошо».

Все было изумительно, я даже не ожидала, честно скажу, что мне настолько может понравиться детский (хотя он затрагивает очень взрослые темы) спектакль. Рекомендую.

 

"Зима, когда я вырос", спектакль для школьников в петербургском ТЮЗе" // Майя Киштаева. Kidsreview, 02.05.17

27 апреля 2017 года в Театре Юного Зрителя состоялась премьера спектакля "Зима, когда я вырос" по одноименной книге нидерландского писателя Петера ван Гестела.

Когда я выходила из зала, услышала за спиной: "Знаешь, ничего не ждал от спектакля, а вышло очень даже неплохо". А вот я ждала, потому что читала эту историю и она мне очень нравится, и постановка оказалась ничуть не хуже, а в чём-то даже лучше книги. Интересно и то, что за основу взяли книгу современного детского писателя – такие спектакли нечасто встретишь на сценах наших театров.

Зима 1947-го, Амстердам. Год назад под Рождество у десятилетнего Томаса умерла мама, и с тех пор он ни с кем об этом не говорил. Папа Томаса – "артист", писатель, подавленный не меньше сына, и всё же со своими причудами (вроде той, что папиросы он скручивает из страниц Библии, но вырывает только те, где Господь Бог ведёт себя, как Гитлер). Тетя Фи, старшая сестра мамы, хоть как-то пытается помочь Томасу и его папе, но все бесполезно, пока в класс не приходит темноволосый новичок Пит Зван. Вместе с тетей Йос, кузиной Бет и их непростым прошлым мальчики помогут друг другу преодолеть непоправимое и признать, что пора жить дальше и находить маленькие радости в каждом дне.

Артисты ТЮЗа так же легко, как и писатель, подали темы, которые и взрослым-то обсуждать непросто: первая любовь и дружба, боль утраты, одиночество и даже Холокост. Акценты расставлены немного иначе: книга гораздо менее динамичная – скорее, созерцательная, а на сцене все то катаются на велосипедах и санках, то танцуют в темноте под патефонную музыку, то устраивают битву подушками или играют в снежки, поэтому оба действия держат внимание зрителей – даже при том, что большинство из них дети. По этой же причине спектакль явно можно смотреть раньше, чем читать книгу для подростков (в зале были дети и помладше 12 лет, и им тоже было интересно). Только будьте готовы к парочке ругательств: и в книге, и в спектакле дети ведут себя так, как и все в их возрасте, и нет-нет с языка то у одного, то у другого сорвётся дерзкое словечко, но это совершенно не портит общее приятное впечатление.

 
В ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Зима, когда я вырос" // Елизавета Ронгинская. Журнал "Город 812", 06.05.17

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Зима, когда я вырос», поставленного по книге современного голландского писателя Петера ван Гестела. Ядро сюжета составляет история детей, детство которых выпало на 1947 год. Они познают мир и учатся анализировать и чувствовать. Послевоенный Амстердам; взрослые, которые не могут справиться с потерей близких; сломанные судьбы. И на другом полюсе - дети, которые пытаются радоваться жизни, учиться добру и дружбе.

Настоящее и будущее людей полно прошлым, и переосмыслить жизнь пытаются все – как взрослые, так и дети. Книга «Зима, когда я вырос» впервые появилась на театральных подмостках – эта заслуга молодого режиссера, выпускника курса Сергея Женовача, Артема Устинова. В команде с режиссером работали художники Алексей Порай-Кошиц и Игорь Каневский, декорации которых задали смысловой вектор спектакля.

Зима – это перманентное состояние, в котором пребывают все персонажи. Они периодически «оттаивают» и становятся безудержно веселыми и по-детски наивными, но ненадолго. Знание прошлого и теплая память о близких позволит детям крепко стать на ноги и смотреть в будущее, не оглядываясь, но они придут к этому не сразу.

Большая сцена ТЮЗа покрыта снегом, поэтому дети часто появляются на санках,  и это  мгновенно вызывает ассоциации с блокадным Ленинградом. Велосипеды тоже в ходу,  и герои разъезжают по сцене, в безудержном движении пытаясь поймать разбегающиеся мысли. На огромном проекторе черно-белые картинки сменяются изображениями в сепии. Эти картинки сделаны по мотивам иллюстраций к книге, выпущенной в России в 2013 году. Они перелистываются, словно страницы в книге, а герои оказываются ожившими персонажами. Цвет рисунков задает эмоциональное состояние окружающих, для которых нет полутонов: мир представляется черным или белым.

Точка зрения Томаса, от лица которого ведется рассказ, превалирует в спектакле. Поэтому взрослые образы даны несколько утрированно, а границы между правдой и вымыслом – условны. Так, Анна Дюкова играет тетю Йос, мужа которой убили. Детям она представляется некой фантастической сумасшедшей, загадочной волшебницей с магическим шаром в руках. Актриса прекрасно справляется с ролью, воплощая образ беззащитную женщину, болезненно уверенную в том, что беды еще не закончились.

Никита Марковский играет десятилетнего Томаса, постепенно превращающего из мальчика в юношу. Герой взрослеет за счет тех страданий, которые с ним происходят – сначала он теряет маму, затем расстается с отцом, а после – с другом. В сцене чтения письма Звана (Олег Сенченко) артисту удается с полной непосредственностью показать всю глубину переживаний мальчика. Постепенно его плач перерастает в радостный крик – ведь благодаря любви и привязанности – он чувствует себя одним целым с миром и людьми. Светлый и искренний спектакль рассказывает о настоящей дружбе и важных этапах взросления ребенка.

 
 

Ближайший показ

Зима, когда я вырос, 12+ Ср 24 января, 19:00
Зима, когда я вырос, 12+ Чт 25 января, 19:00