Кентервильское привидение, 12+

Спектакль Виктора Крамера
Автор:
Оскар Уайльд
Режиссёр:
Композитор:
Сергей Ушаков
Автор текстов музыкальных номеров:
Сергей Маковский
Художник по костюмам:
Сергей Илларионов
Художники по свету:
Игорь Фомин, Павел Змунчила
Видеоконтент:
Полина Сыровяткина, Кирилл Моловичко
Музыкальный руководитель:
Ирина Богданова
Балетмейстер:
Алиса Панченко
Педагог по актёрскому мастерству в работе с детьми:
Антонина Введенская
Ассистенты режиссера:
Лариса Маковская, Михаил Богданович
Спектакль ведут помощники режиссёра:
Надежда Бакина, Анастасия Каргина
 

Премьера  состоялась 16 декабря 2016 г.

Вольная и оригинальная фантазия на тему популярного рассказа О. Уайльда адресована подрастающему поколению, которое сегодня со всех сторон учат «докапываться до самой сути» и всему находить логическое объяснение. Но всё ли можно и нужно объяснять в окружающем нас причудливом мире? Возможно, стоит оставить для молодых зоны непознанного и необъяснимого? В своём спектакле режиссер сохраняет особый ироничный флёр присущий автору новеллы и тонкий «чисто английский» юмор.

Почтенное американское семейство Отисов собирается поселиться в прекрасном старинном замке, но каково же будет их удивление, когда они узнают, что день за днём  в их новом доме происходят мистические события, а домоправительница с дворецкими уже давно наладили в этих стенах сверхприбыльное экскурсионное дело для «любителей ужасов»? Верить или нет в существование потусторонних сил? Отисы не поддаются на устрашения прежних обитателей замка до того момента, пока при таинственных обстоятельствах не исчезает их дочь – юная Вирджиния. Теперь сомнений не остаётся – они имеют дело с могущественным Кентервильским привидением!

Виктор Крамер о спектакле: «Очень легко с высоты сегодняшнего знания и миропонимания осуждать и разоблачать то, что уже свершилось, и как непросто бывает простить нашим предкам их темные поступки. Давайте попробуем освободить призраков прошлого, которые мучаются без нашего прощения, покаяния и мучают нас. Отпустим их. Это одно из важнейших условий, которое позволит творить нашу сегодняшнюю и будущую жизнь уверенно и свободно».

Спектакль идёт 2 часа 20 минут с одним антрактом.

Спектакль адресован зрителям среднего школьного возраста, 12+

Действующие лица:                                            

Исполнители:

Сэр Симон де Кентервиль,  

привидение                                                                                                                                                                                                                             

Нар.арт. Татарстана, засл. арт. РСФСР

Альберт Асадуллин

Андрей Лёвин

Лорд Кентервиль Артемий Веселов 

 

Мистер Отис

 

Александр Иванов

Миссис Отис

 

Анна Дюкова

Оксана Глушкова

Их дети:  
Вашингтон Никита Марковский

 

Вирджиния

 

Ольга Киселёва

Василиса Шакунова

Ксения Корнеева

 

Билл и Мартин

 

Глеб  Каллистов

Андрей  Смирнов

Кирилл Харченко

Максим Титов

Василий   Комлев

Баграт Наврозашвили

 

 

Миссис Амни,

домоправительница

 

Лилиан Наврозашвили

Мария Соснякова

 

Дворецкие

 

Никита Остриков

Кузьма Стомаченко

Иван Стрюк

Дмитрий Ткаченко

Константин Федин

 

Миндаль

 

Владимир Чернышов

 

Камень

 

Кирилл Таскин 

 

Герцог Чеширский

 

Павел Марков

Даниил Слуцкий

Илья Большаков 

Королевское общество
любителей ужасов

 

Анастасия Грибова, Мария Зубова, Анастасия Казакова, Аделина Любская, Анна Мигицко, Ксения Плюснина, Елизавета Прилепская, Мария Хрущева, Никита Остриков, Кузьма Стомаченко, Иван Стрюк, Дмитрий Ткаченко, Константин Федин

 
"Экспозиция ужаса и неприкаянная душа" // Светлана Рухля, "Санкт-Петербургский музыкальный вестник" № 3 (142), март 2017.

В Театре юных зрителей «поселилось» «Кентервильское привидение» — музыкальная версия готическо-юмористической новеллы Оскара Уайльда в постановке Виктора Крамера.

Герои уайльдовского произведения поют и танцуют не впервые. В середине девяностых годов прошлого века популярный сюжет положил на музыку один из востребованных российских композиторов Виктор Плешак, в начале двухтысячных — кинокомпозитор и сценарист Андрей Иванов. В 2008 году мюзикл-мистерию «Кентервильское привидение», на сей раз с музыкой Владимира Калле, поставили на сцене Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». Главную партию, как и в тюзовском спектакле, исполнил первый Орфей первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» Альберт Асадуллин. И наконец, несколько лет назад сразу три российских театра включили в репертуар мюзикл Владимира Баскина «Призрак замка Кентервиль».

Теперь зрителю предлагается оценить композиторскую мысль Сергея Ушакова, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, номинанта «Золотой маски» за музыку к спектаклю «Гадкий утенок» (Кукольный театр «Бродячая собачка»).

В летописи петербургского ТЮЗа «Кентервильское привидение» стало первым в истории театра детским мюзиклом. Учитывая, что мюзиклы в России уже не первый год находятся в «тренде», подобное событие могло бы произойти и раньше, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Приглашение на роль постановщика Виктора Крамера — режиссера, чьих титулов и наград хватило бы на несколько человек, но главное, изобретательного и, судя по всему, владеющего магическим секретом превращать всё, что попадается под руку, в красочное шоу — фактически запрограммировало эксперимент на успех. Надежды оправдались.

Изысканная световая партитура (художники по свету — Игорь Фомин, Павел Змунчила), продуманный видеоконтент (Полина Сыровяткина, Кирилл Моловичко), костюмы, вобравшие в себя элементы из разных эпох (художник по костюмам — Сергей Илларионов) и «драйвовая» хореография (балетмейстер Алиса Панченко) обеспечили спектаклю зрелищность. Правда, музыкальную составляющую, несмотря на наличие вполне симпатичных арий и ансамблей, назвать чем-то из ряда вон выходящим не получится.

Действие, разворачивающееся на подмостках, — фантазия «на тему», и фантазия, надо сказать, весьма вольная. Внешне всё остается на своих местах, но происходит некий «разворот» смыслов, в результате чего улетучивается уайльдовская «воздушность», а злоключения и переживания призрака, противостоящего купившему замок семейству американского посла, приобретают чересчур трагический оттенок. Сатира и бурлеск присутствуют и порой гиперболизированы.

Но они там, где перманентно лишающаяся чувств, предприимчивая домоправительница миссис Амни (яркая актерская работа Лилиан Наврозашвили) водит озирающиеся по сторонам толпы туристов по организованной в замке экспозиции «таинственного и ужасного». Где строят козни шумные близнецы Билл и Мартин, катаются на «пони» влюбленные Вирджиния и герцог Чеширский, ведут глубокомысленные беседы Миндаль (Владимир Чернышов) и Камень (Кирилл Таскин). Образ же сэра Симона де Кентервиля — чистейшей воды психоанализ. Каждый из исполнителей этой роли — легендарный Альберт Асадуллин и молодой артист Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» Андрей Лёвин — наполняет его своим содержанием, но «картинка» в обоих случаях получается щемящая.

Находящийся в прекрасной вокальной и актерской форме Асадуллин изображает человека сильного, еще на многое способного, но абсолютно потерянного, совершенно не принимающего «здесь и сейчас» и не представляющего, как и зачем продолжать взаимодействие с враждебным окружающим миром. Его противостояние с прагматичными американцами происходит по инерции, а не по вдохновению. И чем дальше отрабатывается привычный сценарий, тем больше появляется усталости и опустошенности.

Андрей Лёвин (в отличие от Альберта Асадуллина он нуждается в представлении) известен зрителям «Буффа» по ярким комическим ролям в спектаклях «Примадонны», «Пиф-паф!», «Ужин дураков», «Остров сокровищ», а широкой публике — как актер дубляжа: голос короля лемуров Джулиана в «Мадагаскарах», Лэнса в «Криминальном чтиве», а также других культовых киногероев. В его прочтении неприкаянный призрак — несчастный черный клоун, с каждым шагом все более отстраняющийся от реальности, где ему нет места ни в каком качестве. Смерть для него — не только небесное спасение, но и желанное избавление от повседневной рутины.

Спектакль рождает противоречивые чувства, на что, вероятно, и рассчитан и что довольно-таки уместно в театральных реалиях ХХI столетия. И это та самая «первая ласточка» — напомню, с «Кентервильским привидением» в ТЮЗе дебютирует жанр мюзикла, — за полетом которой небезынтересно наблюдать, ожидая продолжения.

Ближайший показ