Дорогая Елена Сергеевна, 16+

Автор:
Л. Разумовская
Худ. рук. постановки:
Художник:
Якунин Александр
Художник по свету:
Лебедь Андрей

 

Премьера состоялась 8 октября 2013 года.

Идея постановки этого произведения зародилась внутри труппы театра: еще со времен З.Я. Корогодского в ТЮЗе существует традиция самостоятельных актерских работ, этюдных экспериментов по мотивам произведений, интересных самим артистам. Иногда такие наработки вырастали в полноценный спектакль, который со временем прочно закреплялся в афише. Нынешняя премьера – пример одной из таких постановок.

Артист ТЮЗа Александр Иванов, для которого «Дорогая Елена Сергеевна» стала режиссерским дебютом, поставил спектакль о жизненных ценностях, о конфликте поколений: спектакль о молодежи и для молодежи. Вопросы и темы, поднятые в пьесе, написанной еще в 1980 году, сегодня актуальны, как никогда. Как и современные школьники, советские подростки шли на хитрости, чтобы сдать экзамен, а их родители прибегали к любым возможным уловкам, дабы любимый ребенок учился в самом престижном институте – так же как и родители сегодняшние. Всегда существовало социальное неравенство среди учеников одного класса, всегда в учебных коллективах были «ведущие» и «ведомые». В «Дорогой Елене Сергеевне» режиссер поднимает вопросы совести, морали и ответственности за свои поступки. Простой, цепляющий за душу сюжет заставит зрителя задуматься: что важнее – школьный экзамен, или экзамен перед жизнью? как далеко может зайти человек ради достижения своей цели?

Режиссер о спектакле: «Я всегда вспоминаю слова моего Мастера. Когда он сам учился, к нему подошел пожилой интеллигентный человек и сказал: «Ребята, вам будет очень сложно жить, потому что на вашем веку уже не осталось людей, перед которыми было бы стыдно». Елена Сергеевна – как раз, одна из тех людей, перед которыми должно быть стыдно».

 
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут.
Спектакль адресован молодёжи, 16+

Действующие лица

Исполнители

Елена Сергеевна

Анна Дюкова

 

Володя

Иван Батарев

 

Ляля

Аделина Любская

Алиса Золоткова

 

Павел

Кузьма Стомаченко

 

Витя

Олег Сенченко

Иван Стрюк

 
Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна!» в ТЮЗе // «VASHDOSUG.RU», 09 октября 2013

Традиционно 5 октября отмечают день учителя. По этому случаю ТЮЗ приготовил премьеру по пьесе Разумовской «Дорогая, Елена Сергеевна!», которая вчера прошла с невероятным аншлагом.  

Наверное, актуальность темы взаимоотношений разных поколений косвенно подтверждает тот факт, что на премьеру спектакля было трудно попасть даже зрителям, у которых были куплены билеты: представители СМИ и артисты театра, не задействованные в постановке, просто штурмовали Малую сцену ТЮЗа. Количество зрительских мест было ограничено, так как зал был полностью переделан: игровая площадка, составляющая со зрительным залом единое пространство, была вытянута в длину и разбита на небольшие участки, обозначив тем самым гостиную, коридор, кухню. Такое решение сценографии позволило сделать действие более динамичным и камерным: находясь даже на последнем ряду (их всего три или четыре), кажется, что дотронуться до актеров можно, просто протянув руку.

Небольшое количество зрительских мест, обусловленное сценическим пространством, и подвело администрацию театра, которая с трудом рассадила всех желающих посмотреть спектакль по пьесе Разумовской. Стоит отметить, что на премьере была и сама Людмила Николаевна. В интервью она отметила, что всегда смотрит спектакли по своим пьесам, и каждый раз они оказываются совершенно разными.

Посмотреть спектакль «Дорогая, Елена Сергеевна!» можно будет 19 ноября, но лучше не только заранее приобрести билеты, но и придти в театр заблаговременно во избежание казуса.

«Хроническое заболевание, помогающее жить» // Екатерина Омецинская, «Невское время», 15 октября 2013

Премьера ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Дорогая Елена Сергеевна» – «открытый урок» для школьников, не признающих авторитетов прошлого, и их педагогов, уже почти потерявших способность влиять на своих подопечных.

Постановку по пьесе тридцатилетней давности осуществил Александр Иванов. В основе – история про то, как четверо выпускников любой ценой, вплоть до насилия, были готовы изъять у своего педагога ключ от сейфа, где хранятся неудачно написанные экзаменационные работы. Когда-то, «в другой жизни», казалось, что такого быть не может, а теперь создаётся ощущение, что всё не только списано с натуры, но и автор, Людмила Разумовская, обладает даром предвидения. Хотя без введения в спектакль некоторых примет современности было не обойтись: на подмостках звучит сегодняшний молодёжный сленг, вместо хрустальных бокалов, уместных в качестве подарка учительнице в 80-е годы, в спектакле фигурирует iPad, а «детки», экипированные гаджетами, приносят в дом педагога заодно с шампанским бутылочку «вискаря» и суши.

Идеолог «акции», лидер и законченный мерзавец Володя (Иван Батарев) уже въехал, что главное не совершать поступки, а красиво говорить. Глядя на жестокий прищур его глаз, понимаешь, что такой и собственных родителей «переедет», не задумается. Паша (Кузьма Стомаченко) послабее, но хоть и трусоват, свои цели считает превыше прочих. Ляля (Алиса Золоткова) словно срисована с нынешних расчётливых красавиц, мечтающих продать себя подороже. Витя (Олег Сенченко) – слабоволен и зависим от алкоголя: до личностного распада ему рукой подать. Но, увы, как и три десятка лет назад, циничным ученикам, ориентированным лишь на поиск «доходного места», нечему научить свою учительницу, кроме того как надо пользоваться палочками для поглощения заморской еды…

Пространство малой сцены ТЮЗа не имеет чёткой границы с залом: публика высажена каре прямо «в квартире» Елены Сергеевны. В этой однушке есть кухня, санузел, комната и прихожая, где начинается действие. Мебель тут (художник Александр Якунин) явно не главное: угловой диван, кресло советского образца, полированный журнальный столик, торшер со «старорежимным» абажуром. Среди этих вещей учительница из прошлого века пережила развалы, штурмы, дефолты, в которых потерять веру в хорошее – раз плюнуть. Да, Елена Сергеевна (Анна Дюкова) слаба, она может теряться перед обстоятельствами, но благодаря своим принципам она каждый раз будет возрождаться к жизни. Идеализм – её внутренний стержень, её фундамент, на котором она будет возводить новый «дом». А главный, антисозидательный принцип её учеников – беспринципность, выстроенная на отрицании опыта отцов, отрицании духовности, нравственной чистоплотности.

Важная деталь: почти центральное место в домашнем учительском «иконостасе» (групповые и одиночные фото, грамоты и дипломы) занимает картина «Боярыня Морозова». И если в живописном произведении Василия Сурикова как в зеркале отражена история церковного раскола, то в спектакле Александра Иванова – история раскола между поколениями, воспитанными в разной морали. Но поверить в то, что сегодня для большинства духовность выглядит юродством, а гуманистические принципы – непрактичной ерундой, оставшимся идеалистам ещё сложно. Ведь в отличие от циников, у которых после просмотра «Дорогой Елены Сергеевны» появится шанс стать идеалистами, последние переделке не подлежат и своим убеждениям, питающим надежду на лучшее, никогда не изменяют. С тем и живут: идеализм-то – заболевание хроническое.
«Прививка болью» //Татьяна Позняк, ежедневное городское информационное интернет-издание Санкт-Петербурга «Питерец»

Тридцать лет спустя в петербургский театральный контекст вновь вернулся спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по нашумевшей некогда одноименной пьесе Людмилы Разумовской. На сей раз сценическую версию этого драматичного сюжета из жизни современных старшеклассников представил ТЮЗ им. А.А. Брянцева.

Премьера, которую ТЮЗ показал в конце октября, прошла с аншлагом: в камерном пространстве Малой сцены негде было яблоку упасть, в зале преобладала юная публика, по большей части – ровесники главных героев спектакля, за недостатком штатных посадочных мест расположившиеся прямо на раскиданных по полу подушках. А зрелую публику и критиков привел сюда пытливый интерес – как интерпретирует театр острейшую проблематику, которая в начале восьмидесятых даже поставила пьесу в разряд запрещенных? Позже спектакль был поставлен Семеном Спиваком в Ленинграде и триумфально прошел по стране и за рубежом, многие помнят и одноименный фильм Эльдара Рязанова с Мариной Нееловой в главной роли, снятый в 1988 году. Все эти обстоятельства создали вокруг тюзовской премьеры некоторый ажиотаж.

Известно, что идея постановки возникла внутри театра и была типичной «инициативой снизу»: пьесу принесла в ТЮЗ актриса Анна Дюкова (она и сыграла потом заглавную роль в спектакле), ее горячо поддержали молодые коллеги по цеху Иван Батарев (Володя), Алиса Золоткова (Ляля), Кузьма Стомаченко (Павел) и Олег Сенченко (Витя). А режиссером выступил актер Александр Иванов, уже имеющий опыт постановок в других театрах. Идею одобрил художественный руководитель ТЮЗа Адольф Шапиро, который в ходе репетиций помогал молодежи в работе над постановкой. К слову сказать, автор пьесы, которая присутствовала на премьере, сулит новому спектаклю долгую жизнь, отмечая, что ее порадовала и во многом удивила свежими подходами интерпретация старого сюжета.

Пьеса, а вслед за ней и спектакль, дает пример высших, предельных отношений человека со своей совестью, - если мы говорим о персонаже по имени Елена Сергеевна, и об отсутствии таких отношений вовсе – если говорим об остальных ее персонажах, которые –в той или иной степени – не дают себе труда озаботиться такими пустяками. Особенно когда речь идет о вещах куда более ходовых и понятных – например, о хорошей оценке, способной стать пропуском в дальнейшую взрослую жизнь. Юным героям все равно, какой ценой будет получен этот «проходной балл» – путем грубого шантажа, инсценировкой насилия над одноклассницей или циничными рассуждениями о жизни, которые не оставляют у их учителя сомнений в том, что она потерпела профессиональное фиаско, и «школьные годы чудесные» прожиты зря…

Необычайно сложная задача встала перед исполнительницей главной роли Анной Дюковой: ей предстояло сыграть персонаж, который уже и три десятилетия назад многие считали «уходящей натурой». Не случайно, работая над спектаклем, постановщик Александр Иванов вспоминал слова своего Мастера: «Ребята, вам будет очень сложно жить, потому что на вашем веку уже не осталось людей, перед которыми было бы стыдно». По мысли создателей постановки, Елена Сергеевна – как раз одна из тех людей, перед которыми должно быть стыдно. Используя внешне неброские актерские краски, Дюкова тем не менее очень точно подводит свою героиню к психологической доминанте спектакля, когда трагический финал – абсолютно в логике этого цельного характера – становится ее последним «педагогическим приемом» и последним аргументом в этом напряженном споре-противостоянии четырех и одной. Горячая реакция зала стала знаком того, что публика приняла и игру молодых актеров, в которой помимо режиссерской руки ощущается и живое импровизационное начало. Темпераментно и остро сыграл Иван Батарев роль «злого гения» молодежной тусовки Володи, который становится главным оппонентом Елены Сергеевны, чей «идеалистический» взгляд на жизнь порождает в мальчике-мажоре злое желание «открыть ей глаза» и «сыграть подонков». А Алиса Золоткова в роли Ляли убедительно показала духовное взросление своей героини, у которой после жестокой психологической встряски под шелухой конформистских лозунгов в конце концов открывается и подлинно человеческое. Узнаваемые архетипы проглядывают и за героями Кузьмы Стомаченко  и Олега Сенченко, которые добавили своих красок в этот далеко не семейный «портрет в интерьере».

Предельно тесное сосуществование публики и актеров в замкнутом пространстве малой сцены, когда с первого ряда можно рукой дотянуться до исполнителя, дает зрителю возможность буквально ощутить себя участником этой импровизированной вечеринки с трагическим концом, а потому в какой-то мере разделить с молодыми героями спектакля ответственность за случившееся. А значит, вместе с ними пережить катарсис, пересмотрев свои жизненные ценности и кардинально изменив сам ракурс взгляда на окружающую действительность.

Увы, пьеса нисколько не устарела. Через тридцать лет театр вновь осознал вечную истину: драма нашего существования привнесена не извне – она в нас, и перемена общественных институтов и государственных форм не всегда несет в себе перемены внутри нас самих. Когда я после премьеры спросила у Разумовской, каково себя ощущать автором пьесы на все времена, она почти растерянно мне ответила: «Это вышло случайно…» Три десятилетия назад молодая выпускница театроведческого факультета писала пьесу «на злобу дня», не предполагая, что в 2013-м эта злоба будет довлеть над нашими днями едва ли не с большей силой.

То, как сделан этот спектакль, есть ответ вызовам нашего времени – подчас неглубокого, хлопотливого, падкого на внешние эффекты и занятого погоней за быстрым успехом, не всегда сулящим долгосрочное преуспеяние, суетного и подчас глухого к «впечатлениям изящного» в их классическом проявлении. Текст пьесы, во многом сокращенный и адаптированный к современности, как и многие сценические приемы спектакля, благодаря этой работе постановщика становится более внятным именно сегодняшней аудитории, которую надо почти насильно возвращать в рамки школы сострадания – через осознание собственной моральной глухоты и несовершенства.

Спектакль ТЮЗа предлагает беспечному в своем юном эгоизме зрителю совершить тяжелую нравственную «работу над ошибками», которые, по счастью, пока совершил не он сам, а во многом похожие на него герои постановки. И такая шоковая терапия, прививка болью, несомненно, может спасти не одну «душу живу» в эпоху прагматизма и выхолащивания традиционных ценностей, которая, как некогда советская эпоха, продолжает порождать нравственных клонов таких вот веселых старшеклассников, заигравшихся в смертельную игру с непредсказуемым финалом.

 
 

 

Ближайший показ

Дорогая Елена Сергеевна, 16+ Ср 12 апреля, 19:00 Малая сцена
Дорогая Елена Сергеевна, 16+ Чт 13 апреля, 19:00 Малая сцена