Повесть о господине Зоммере, 12+

Автор:
П. Зюскинд
Режиссёр:
художник по костюмам:
Галактионова Екатерина
художник по свету:
Прокофьев Даниил
 

Премьера состоялась 29 февраля 2012 года.

Никита Кобелев окончил режиссёрский факультет в РАТИ-ГИТИС (мастерская О.Кудряшова. г. Москва). У молодого режиссёра богатый опыт работы на радио в качестве постановщика радиоспектаклей, один из которых (по произведению А. Битова «Аптекарский остров») вошёл в тройку лучших 2011 года по версии «Радиомании».

Его спектакль «Повесть о господине Зоммере» — это смесь поэзии, нежности и мягкого юмора. Вместе с главным героем Патриком мы проходим сквозь его память о детстве, взрослеем вместе с ним, переживаем первую влюбленность, ищем ответы на вечные философские вопросы о жизни и смерти. Вместе с ним сталкиваемся с проблемами одиночества, непонимания. Встреча Патрика с загадочным и нелюдимым господином Зоммером, который «всегда в пути», произвела неизгладимое впечатление на героя, заставив его взойти на очередные ступени взросления.

Режиссёр и автор инсценировки Никита Кобелев о спектакле:
«Эта история в принципе сводится к истории нескольких встреч, пересечений мальчика из хорошей интеллигентной семьи и нелюдимого человека, деревенского чудака, которого все зовут господином Зоммером. Из этих встреч, наблюдений за Зоммером, а также на собственном опыте первых конфликтов с жизнью и первых разочарований,  мальчик начинает понимать, что мир не только состоит из удовольствий, в нём есть и не очень приятные вещи – одиночество, боль, страх и смерть. Да, правда, лучше бы о них не знать и не думать. Загораживаться. Ведь поэтому мы так любим возвращаться в детство, в беззаботность, где всего этого нет. Детство – это ведь и есть «рай», из которого нас рано или поздно изгоняют.  Но что поделать – только в точке встречи с этими неприятными вещами и начинается человеческое взросление. Вызревание души».

Продолжительность спектакля 1 час 40 минут, без антракта.

Спектакль адресован молодёжи, 12+
Театральные права принадлежат Diogenes Verlag AG Zurich

 

Действующие лица:

Исполнители:

Патрик

Иван Батарев

Никита Остриков

Господин Зоммер                                 

засл. арт. России Борис Ивушин

 

Отец

Маляр Штангльмайер      

 

Артемий Веселов

 

Брат

Рыбак Ридль                      

Фёдор Федотов

Радик Галиуллин

Никита Марковский

Мама

Барышня Функель

Госпожа Хирт  

 

 

Анна Дюкова

Юлия Нижельская

 

Сестра

Каролина Кюккельман

Госпожа Ридль                    

 

 

Ольга Семёнова

Анастасия Казакова

 
«Повесть о господине Зоммере» порезали в клип// М. Кингисепп, Известия, 5 марта 2012

В новом спектакле ТЮЗ включил «обратную перемотку»

На Малой сцене ТЮЗа прошла премьера спектакля «Повесть о господине Зоммере» в постановке молодого московского режиссера Никиты Кобелева. Камерная работа вполне вписывается в философско-экспериментальные поиски ТЮЗа, но была бы более уместна в Учебном театре.

Публика, конечно же, в курсе, кто такой Патрик Зюскинд — автор знаменитого романа «Парфюмер» и пьесы «Контрабас». Но мало кому известно, что сделал Никита Кобелев. Сведения о молодом режиссере скудны и бессистемны: недавно окончил РАТИ-ГИТИС, а свой путь в профессии начал с радиопостановок.

Видимо, недостаточная твердость режиссерской руки и характера Кобелева и стала причиной того, что его дебютный спектакль в ТЮЗе событием не назовешь. Хотя работа, безу-словно, продумана, интересно построена и вполне себе даже мила.

Симпатии вызывают и живость действия (оно изобилует шутками и находками), и отсутствие занудства (все удовольствие укладывается в пару часов), и музыкальность (исполнители то и дело принимаются демонстрировать вокальные данные и навыки игры на фортепиано).

Типичный немецкий цинично-ироничный романтизм, граничащий то с чернухой, то с предельно откровенной, болезненной автобиографичностью, подается несколько бесшабашно, как часто бывает в спектаклях студенческих. В контексте истории становления и духовного развития трепетного юноши по имени Патрик (Ким Дружинин) тут показаны веселые картинки. 

Собственно, господин Зоммер (Борис Ивушин) — престранная личность, молчаливая тень, нервический социофоб. Знай себе бродит окрест, как сомнамбула, в замызганном пальто и рыбацком шлеме, угрожающе постукивая сучковатой палкой, и твердит всякому встречному с омерзением: «Оставьте меня в покое все!»

Юродивый этот служит антитезой детской непосредственности Патрика и его подростковому максимализму, сопровождающему активное познание мира. Патрик среди своих родных и односельчан подобен гадкому утенку на птичьем дворе.

Романтично настроенному отроку кажется, что никто его не понимает. Ему то и дело норовят «подрезать крылышки», что удручает его несказанно, и однажды он даже решается свести счеты с жизнью по принципу: вот я умру, и тогда они все поймут...

При этом самые выигрышные эпизоды посвящены первой любви, школьным будням и стервозным училкам (литературы ли, музыки ли — все равно: здесь не столь важен предмет, сколько авторам и участникам спектакля нравится чиркать карикатурные образы и вызывать эффект сопричастности). Поскольку история полна детских шалостей, которые взрослые с нежностью хранят в своей памяти, как в шкатулке, режиссер действует по принципу «нужное подчеркнуть».

Мебель свободно передвигается по сцене. По ней лазают, ее терзают, на ней рисуют мелками. А клиповое сознание наших современников тешится, когда в воспоминаниях Патрика вдруг возникает «обратная перемотка» и повторы сюжета.

В итоге спектакль получается живой, мелодичный, в чем-то даже джазовый по звучанию — минор чередуется с мажором, темы подхватываются, стили обыгрываются разными инструментами в разных тональностях. Но именно «взрослости» и зрелости, которой априори требуют тексты автора Зюскинда, ему как раз и не хватило.

«Опасный метод» // А. Мордвинова, Петербургский театральный журнал. Блог. 2 марта 2012

Для своей постановки, выпущенной 29 февраля на малую сцену ТЮЗа, режиссер Никита Кобелев (мастерская О. Кудряшова) инсценировал одноименную книгу П. Зюскинда.

Главного героя повести зовут Патриком, как и самого Зюскинда. Страшновато предположить степень автобиографичности этой истории, в которой от первого лица реконструирован внутренний мир подростка — эмоциональный и мрачный, в лучших традициях немецкого романтизма с присущим ему мистицизмом и презрением к общественным ценностям. В тех же традициях, Патрик достаточно ироничен, и ,осознавая свою жизнь как вторичную реальность, он подробно анализирует её.

Вокруг героя спектакля — повторим, типичного романтического героя — полный набор атрибутов мещанского быта: от гипсовых бюстов на фортепиано до огромного платяного шкафа, в котором скрывается потенциальная тысяча Нарний. К слову, сценическое действие происходит повсеместно, в том числе и на шкафу, и под столом. Пространство комнаты заполнено намеренно большими предметами мебели, свидетельствующих о том, что всё происходящее на сцене — воспоминание взрослого человека о своем детстве.

Воображение тюзовского Патрика (Ким Дружинин) будоражит деревенский чудак — нелюдимый господин Зоммер (Борис Ивушин), который презирает общество и всё время находится «в пути». В сценической версии господин Зоммер представлен воплощенным фатумом, вершащим судьбы помимо своей воли. Безмолвный и тревожный, он появляется на сцене (а соответственно и в памяти Патрика) только в самые критические моменты. И если принять донельзя условный мир семьи главного героя за реальность, то даже в нем Зоммер — фигура отчетливо мистическая, почти инфернальная.

Шестнадцатилетний Патрик станет свидетелем самоубийства своего «черного человека», и это событие изменит его собственную судьбу. Он будто бы примет эстафету — облачится в костюм господина Зоммера и унаследует в качестве жизненного девиза его единственную реплику: «Оставьте меня в покое».

В качестве приема остранения режиссер спектакля выбрал а-капелльное многолосие: мысли героя о самоубийстве, фантазии на тему собственных похорон и другие «нуаровые» рассуждения сопровождаются прекрасным живым пением на пять голосов. Все члены семьи Патрика то и дело поют на немецком языке (то ли народные песни, то ли протестансткие госпелы), и делают это неожиданно более профессионально, чем этого можно было бы ожидать от артистов драмы.

Эксцентричные родственнички в воображении Патрика разыгрывают эпизоды его биографии, в которых исполнители примеряют на себя разные роли, дополняя болезненный фон истории набором перверсий. Так, родная сестра героя (Анастасия КазаковаОльга Семенова) то и дело обращается в предмет его первой чувственной любви — восхитительную одноклассницу Каролину, словно цитируя инцестуальный мотив кинокартины Алекса ван Вармердама «Новые сказки братьев Гримм».

Образы всех остальных женщин деревни: школьная учительница Патрика, его преподавательница фортепиано «старая и усатая барышня Функель» и другие представительницы слабого пола (в разной степени комичные и отвратительные) собраны в одном — его матери (Анна ДюковаЮлия Нижельская).

Москвич Никита Кобелев, кажется, угадал традицию камерной сцены ТЮЗа, репертуар которой довольно последовательно отличала некоторая философичная сумрачность, в самом художественном смысле слова.

Вслед за Зюскиндом, режиссер и отдает должное атмосфере раннего романтизма, и не пренебрегает опытом психоанализа, чтобы предостеречь петербуржских театралов: «всё из детства», в том числе из ТЮЗа.

 
 

Ближайший показ

Повесть о господине Зоммере, 12+ Чт 06 апреля, 19:00 Малая сцена