Король Лир, 16+

Автор:
У. Шекспир
Режиссёр:
художник по свету:
Фильштинский Глеб
 

Премьера состоялась 15 декабря 2010 года.

Лауреаты Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»: Сергей Дрейден (за роль Короля Лира в номинации «Лучшая мужская роль»); Билли Новик (за роль Шута в номинации «За лучший дебют в драматических театрах»); Елена Степанова (в номинации «Лучшая работа художника») 

Спектакль художественного руководителя проектов Санкт-Петербургского ТЮЗа - новое, актуальное сегодняшнему дню прочтение известного на весь мир сюжета шекспировской трагедии. Для постановки выбран не классический перевод Бориса Пастернака, а более современный - Осии Сороки. «О.Сорока   ищет  способы  передать  плотность  материи  шекспировского  слова, шекспировских  метафор  -  сгустков  вещества,  обладающего  весом, вкусом и запахом - тем, к чему стремится и чего редко достигает современная поэзия» (А. Бартошевич).

Уникальность спектакля «Король Лир» заключается еще и в интригующем распределении ролей. Роль Короля Лира исполняет Сергей Дрейден, артист, обладающий многогранным дарованием. Его таланту поддаются любые роли, для него не существует границ актерской профессии, он раздвигает рамки любого амплуа. Сергей Дрейден играл во многих ведущих театрах Петербурга и Москвы, снимался в фильмах Александра Сокурова, Владимира Бортко и Юрия Мамина. Его работы в театре в разные годы были отмечены премиями «Золотой софит» и «Золотая маска», в кино актёр был удостоен призов на фестивалях «Окно в Европу» и «МКФ»,  а в 2010 году получил «Нику» за лучшую мужскую роль второго плана в к/ф Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь».
Роль Шута исполняет Билли Новик – солист одной из самых ярких и востребованных групп Петербурга  «Billy’s band», сочетающей в своей музыке элементы разных жанров: блюза, джаза, кабаре и альтернативного рока. Музыканты уже осваивали театральные подмостки, в репертуаре команды – отлаженные и насыщенные современными постановочными эффектами спектакли–концерты “Being Tom Waits” и «Блюз в голове». Но в постановке А. Шапиро участники группы не только предстают  самими собой, но и исполняют драматические роли, влияя на художественный замысел спектакля и его эстетику.

Продолжительность спектакля 3 часа, с одним антрактом.

Спектакль адресован молодёжи, 16+

 

Действующие лица:

Исполнители:

Король Лир

Сергей Дрейден*

 

Гонерилья

Ольга Карленко

 

Шут

Билли Новик*

 

 

Регана

Ольга Онищенко*

Лилиан Наврозашвили

 

Корделия

Алена Бондарчук*

 

 

Герцог Олбанский

Александр Иванов

 

Герцог Корнуэльский

засл. арт. России Борис Ивушин

 

Король Французский

Иван Стрюк

 

Герцог Бургундский

Иван Стрюк

 

Граф Кент

 нар.арт. России Валерий Дьяченко

 

 Граф Глостер

нар. арт. России Игорь Шибанов

 

Эдгар

Степан Пивкин 

 

Эдмонд

Андрей Слепухин

 

Освальд

Борис Чистяков

 

Врач

засл. арт. России Сергей Надпорожский

засл. арт. России Владимир Тодоров

 

Придворный

Владимир Чернышов

 

Рыцарь герцога Корнуэльского

Виталий Кононов

 

Рыцарь герцога Олбанского

Кирилл Таскин

 

Капитан

Александр Иванов

Иван Батарев

 

 

Он мне все чудится - в шинели, в картузе... // Н. Скороход, ПТЖ, май 2011

Дьяченко, которого мы привыкли видеть в роли маленького человека со сложной душевной организацией, сыграл вдруг крупного человека c простой душой. Как правило, роль Кента остается в тени более мощных фигур, и назначают на нее резонеров среднего дарования. И в спектакле, в принципе рассчитанном на приглашенного премьера, более того — премьера и Ко, собственно тюзовская труппа должна была отойти куда-то в контекст, однако Дьяченко уверенно ведет в «Лире» собственную яркую партию.

Это всегда головная боль для режиссера — расхлебывать шекспировские розыгрыши, добро бы еще в комедии, но как объяснить актерам, играющим Лира, Гонерилью, Регану, Корнуэла, что вельможа, которого их персонажи знали буквально c детства, теперь, неузнанный, выполняет при Лире роль слуги? Ну, допустим, Лир понимает, что это тот самый граф Кент, и помалкивает, а другие-то что? И здесь режиссеры и искусствоведы начинают мутные разговоры о природе шекспировской условности.

Валерий Дьяченко в «Лире» Адольфа Шапиро разбивает традицию: изгнанный и проклятый королем граф на наших глазах надевает картуз, мажет половину лица черной сажей, вспоминает о том, что должен перенять чужую речь, — и буквально становится другим: грубый и хриплый голос, уверенная, угловатая пластика, недобрый взгляд. «Зачем ты хочешь служить мне?» — спрашивает его Дрейден—Лир. «В вашем лице есть что-то властное», — отвечает Дьяченко, который играет графа Кента, который играет простолюдина-слугу. Далее следует пауза, во время которой и Лир, и сидящие в зале начинают подозревать, что неузнанный Кент пришел наниматься слугой не за этим. А потому, вероятно, что достаточно оценил безумие старика и начал самостоятельную игру.

В самом начале пьесы у Шекспира идет сцена, где граф Глостер представляет графу Кенту Эдмунда. Сцена эта, бессмысленная для фабулы, имеет принципиальное значение для строения пьесы, здесь — c места в карьер — знакомятся два полюса трагедии: суть созидающей преданности и суть разрушающего эгоцентризма. Через несколько минут на ту же тему столкнутся уже Лир и Корделия. И здесь Кент—Дьяченко ведет себя необычно: в первой сцене c какой-то напряженной готовностью жмет руку мальчишке Эдмунду, они, словно борцы перед схваткой, улыбаются друг другу. Надо сказать, что эту сцену Дьяченко ведет так, словно уже знает — ничем хорошим сегодняшнее утро не завершится и вообще спокойной жизни пришел конец. Отчего — мы пока не знаем, а поймем позже. Переодевшись слугой, Кент ведет себя как убежденный оппозиционер, в своей главной сцене — c колодками — герой Дьяченко может высказать этой клике правителей то, о чем вынужденно молчал, будучи придворным: у вас, друзья мои, такие мерзкие рожи… Собственно, этот жест — согласимся, вполне бессмысленный для блага его хозяина, Лира, — выдает нам истинное намерение Кента: почуяв, что в шотландском королевстве пахнет гнилью, и окончательно разочаровавшись в мечтателе-короле, он внутренне готов запустить на эту землю врага: IGNIS SANAT. И, сказав шотландской элите, кто она есть, граф c легким сердцем становится на сторону ведомых Корделией чужеземных войск. Так преданный Кент Валерия Дьяченко сознательно совершает предательство Родины. И эта интрига разворачивается на фоне мечтаний Лира, семейной трагедии Глостера, сексуальных поползновений Реганы и Гонерльи. Дьяченко крупно, цельно и исключительно по-шекспировски играет социальную тему: такую родину надо предать. Как ни странно, я c ним согласна.