В драматической программе открывшегося в Москве фестиваля любопытнее всего спектакли, расширяющие представления о современном российском театре Как любая национальная премия, «Золотая маска» – выставка лучших достижений мейнстрима. Тем интересней наблюдать, как постепенно размываются его границы и в конкурс – пусть в качестве «эксперимента» – начинают попадать работы, про которые еще вчера традиционалисты с возмущением говорили: «Это не театр!» В 2018 г. «Золотая маска» удостоверяет: это театр. И часто даже не «эксперимент», а просто «спектакль малой формы» – большинство участников обзора выступают именно в этой номинации. «Розенкранц и Гильденстерн»Режиссер Дмитрий ВолкостреловТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург В знаменитой пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» два второстепенных персонажа «Гамлета» подбрасывают монетку и 80 раз подряд выпадает орел. Дмитрий Волкострелов зарифмовал эту сцену с легендарным поединком шахматистов Анатолия Карпова и Гарри Каспарова, сыгравших подряд 40 ничьих. Два человека сидят за шахматным столом, пьеса Стоппарда монтируется с обрывками газеты «Правда», спектакль складывался не на пятачке сцены, а в голове у зрителя. Еще недавно минималистские, тихие, концептуальные и принципиально незрелищные работы Волкострелова если и попадали в конкурс «Золотой маски», то по умолчанию отправлялись в резервацию «эксперимент». «Розенкранц и Гильденстерн» номинирован как «спектакль малой формы» – и это как раз хороший пример эволюции экспертного мнения. Катерина Вахрамцева