«Старосветские помещики» не сходят два десятилетия со сцены ТЮЗа // Cogita.ru. Общественные новости Северо-Запада, 21.12.16

ТЮЗ им. А.А. Брянцева отмечает 20-летие со дня открытия Малой сцены.

Новое камерное пространство открылось спектаклем «Старосветские помещики» по повести Николая Гоголя в постановке режиссера Георгия Васильева. Самое интересное, что спектакль до сих пор играется на этой сцене, удивительным образом он остается современной постановкой, в которой старые смыслы, как хорошее вино, набирают новую силу.

Уникальность спектакля и в том, что это единственная постановка ТЮЗа, в которой за все эти долгие годы никогда не менялся состав актеров. Заняты здесь народные артисты России Ирина Соколова, Валерий Дьяченко и заслуженный артист России Борис Ивушин.

— Георгий Васильев владел неповторимым режиссерским письмом и тайной вещества театра. «Записки Поприщина», «Старосветские помещики», «Человек в футляре», «Иудушка из Головлева» - те точки поворота, которые означали  для меня иной уровень качества и обретения чего-то нового — как в актерском, так и в человеческом смысле, —  говорит Валерий Дьяченко.

— Сегодня одной из самых любимых моих ролей в ТЮЗе остаётся роль Пульхерии Ивановны в спектакле «Старосветские помещики» в постановке Георгия Васильева. За двадцать лет существования спектакля мы объездили много стран, и везде зрители тепло принимали эту старомодную историю о жизни двух стариков. Мало кому она кажется смешной и нелепой, настолько много там теплоты и тихого человеческого счастья, - так отзывается о спектакле Ирина Соколова.

— Георгий Васильев был неординарной личностью, с определенной сдвинутостью мозгов, с взбалмошным характером, пылющий, неврастенический, неуспокоенный. Ему хорошо поддавались именно маленькие пространства –  не большие залы. Но из маленького и интимного вдруг случался прорыв в космос. Так случилось в «Старосветских помещиках». Суженный мирок двух стариков выплескивался в бесконечную тему огромной любви. В этом спектакле за  20 лет на 90 процентов сохранилось то, что было заложено режиссером. Правда, сам спектакль стал замедленнее, потому что нам, актерам, хочется «рассиживаться» в сценах, мы получаем от этого удовольствие, — делится впечатлениями от самой долгой роли в его актерской жизни Борис Ивушин.

Малая сцена расположилась на пятом этаже, место это намоленное. При художественном руководителе Зиновии Корогодском там существовал «Театр 5-го этажа», где проходили творческие лаборатории, рождались спектакли в содружестве молодых и взрослых актеров. Театр начался со спектакля  «Диалоги» по Александру Володину, здесь поставил Николай Лавров «Склеивая осколки» по Фрэнсису Фицжеральду, состоялось множество других работ. В «Театре 5-го этажа» долгое время отмечались 10 февраля, 6 июня и 19 октября пушкинские  дни.  Сюда приходили члены Делегатского собрания, здесь разгорались споры об искусстве и жизни.

А потом решили, что Малая сцена должна постоянно принимать зрителей театра. И вот уже в течение 20 лет это пространство заполняется публикой, которая покупает сюда билеты. Сегодня на Малой сцене идут замечательные спектакли: «Повесть о господине Зоммере», «Человек в футляре», «Рисунки на потолке», «Беккет. Пьесы», «Бедные люди», «Воспитание Риты», «Вниз с горы», «Иудушка из Головлева», «Дорогая Елена Сергеевна», «Начало. Рисунок первый», «Плыл кораблик белопарусный». Недавно здесь состоялась премьера «Гадюки» по Алексею Толстому в постановке молодого режиссера Ильи Носоченко.

Когда-то, во времена Корогодского, в этом зале был поворотный круг, потом его демонтировали.  Но и сейчас Малая сцена имеет массу возможностей, пространство легко меняет форму – кресла устанавливаются в разных вариантах – вдоль или поперек, по периметру. В черных стенах зритель чувствует себя в некоем обособленном мире, где может случиться волшебство, произойти неожиданная встреча с новым пониманием жизни, мира, взаимоотношения людей.

ТЮЗ был одним из первых театров Петербурга, где начали осваивать малую сцену. Теперь это излюбленная форма общения со зрителем в городе. Актеры ТЮЗа ценят это пространство, здесь разговор с залом получается доверительным, исполнители видят глаза и слышат дыхание зала.

На Малой сцене традиционно уже 17-й год проходит Международный Брянцевский фестиваль детских театров, и часть программы знаменитого театрального фестиваля «Радуга», который ТЮЗ проводит также 17 лет. Малая сцена принимала спектакли ведущих режиссеров Европы: Артураса Арейма, Владимира Лазича, Эудженио Барба, Константина Богомолова, Йонаса Вайткуса.

Подготовила Елена Добрякова